Военные фильмы онлайн

   
   
 
Средний танк ПАНТЕРА (Т-V)
Ваша оценка:
     Просмотров: 6823 /  Комментариев: 4
Средний танк ПАНТЕРА (Т-V)
..........................................................................................................................
Танк был разработан фирмой "МАN" и 1 января 1943 года запущен в серийное производство. Создание этого танка знаменовало скачок в немецком танкостроении. По сравнению с танком Т-IV танк Т-V имел более рациональную форму корпуса, в известной степени заимствованную у советского танка Т-34. Танк вооружался новой 75-мм танковой пушкой с длиной ствола 70 калибров, бронебойный снаряд которой на дистанции 1000 метров пробивал броню толщиной 130-мм, а подкалиберный снаряд на той же дистанции - до 160-мм. В конструкции также было реализовано немало технических новшеств: гидравлическое управление тормозами, многорадиусный планетарный механизм поворота с синхронизатором, устройство для продувки ствола сжатым воздухом после выстрела, использование гидропривода для поворота башни и.т.д., однако обилие новшеств имело и свой минус: танк был сложен в производстве и эксплуатации, его техническая надежность была сравнительно невысока. Тем не менее, он оказался лучшим немецким танком, весьма опасным для танков противника. Танк выпускался до конца войны и поступал в танковые дивизии для замены танков Т-IV. Всего было выпущено около 6000 танков этого типа.

Средний танк ПАНТЕРА (Т-V)

Танк "Пантера". История создания

Одним из самых больших потрясений, испытанных немецкими бронетанковыми войсками за всю историю Второй мировой войны, стала, без сомнения, первая встреча с русским танком Т-34. В своих мемуарах "Воспоминания солдата" Гейнц Гудериан рассказывает, как в октябре 1941 г. под Мценском "большое количество русских Т-34 были брошены в бой и вызвали тяжелые потери среди немецких танков". Далее Гудериан признает, что если до этого момента немцы считали свои танки намного превосходящими любую бронетехнику противника, то с появлением у русских Т-34, ситуация совершенно изменилась. Причем, по мнению Гудериана, если бы высшее командование не столь кичилось своим несомненным преимуществом, немцам удалось бы избежать горечи разочарования. Эта мысль подтверждается приведенном в воспоминаниях рассказом о том, как в апреле 1941 г. по личному приглашению Гитлера советская делегация посетила немецкие танкостроительные заводы и танковые школы. Гудериан откровенно рассказывает, что русские неоднократно давали понять, что немцы водят их за нос, скрывая свои новейшие конструкции танков, которые Гитлер лично распорядился им показать. Они не могли поверить, что PzKpfw IV на самом деле являлся на тот момент самым лучшим и самым тяжелым немецким танком. Такой скептицизм заставил многих, в том числе и самого Гудериана, сделать вывод о наличии у русских более тяжелых и современных танков, чем те, которыми на тот момент располагал третий рейх.

Средний танк ПАНТЕРА (Т-V)
Однако победоносное начало операции "Барбаросса", когда немцам удалось с легкостью сокрушить русские бронетанковые силы, развеяло эти подозрения. Вот почему встреча с Т-34 стала настоящим шоком. Ситуация усугублялась необходимостью принимать ответные меры в крайне сжатые сроки. В своем рапорте на имя командующего группой армий, Гудериан потребовал как можно скорее прислать на фронт специальную комиссию, чтобы обсудить проблему на месте. 20 ноября 1941 г. комиссия, в которую вошли представители от Управления вооружения сухопутных войск и министерства вооружения, а также ведущие конструкторы танков Ф.Порше и доктор Адерс и представители крупнейших танкостроительных фирм, прибыла во 2-ю танковую армию. Члены комиссии не только осмотрели подбитые танки, но и поговорили с солдатами и офицерами танковых частей, непосредственно принимавших участие в противоборстве с "тридцатьчетверками". Любопытно, что мнения военных и конструкторов оказались диаметрально противоположиыми.Офицеры-фронтовики единодушно предложили скопировать Т-34 и немедленно начать выпуск точно таких же танков в Германии, однако конструкторы и производители восприняли подобное предложение в штыки. Танк VK 3002 фирмы «Даимлер-Бенц» внешне сильно напоминал Т-34, и это стало основной причиной отказа от предложенного проекта.

Средний танк ПАНТЕРА (Т-V)
Главное возражение сводилось к тому, что в боевых условиях солдаты будут путать его с Т-34. Значительно более многообещающим был проект фирмы "MAN". Ее танк VK 3002 имел также больший запас хода, чем конкурентная машина фирмы "Даймлер-Бенц". 3 февраля 1942 года фирма "MAN" получила рекомендацию завершить строительство прототипа в течение семнадцати недель, что и было сделано. Испытания прототипа проводились на полигоне 2-го танкового полка в Берке. Описывая этот конфликт в своих мемуарах, Гудериан всецело становится на сторону производителей. Он утверждает, что конструкторами двигало не "отвращение к подражанию", но ясное представление технической невыполнимости поставленной военными задачи. В частности, в качестве силовой остановки у Т-34 использовался не карбюраторный двигатель,как у всех немецких танков, а алюминиевый дизельный мотор. Однако дефицит цветных металлов в Германии делал производство таких моторов невозможным. Кроме того, немецкая легированная сталь, качество которой неуклонно снижалось по причине отсутствия сырья, значительно уступала русской.

В результате было принято компромиссное решение: во-первых, начать производство уже разработанной ранее конструкции танка "Тигр" весом почти 60 тонн, а во-вторых. сконструировать более легкий тип танка весом около 35 тонн, который должен был стать прототипом будущей "Пантеры".

Средний танк ПАНТЕРА (Т-V)
25 ноября 1941 г. Управление вооружения сухопутных войск дало фирмам "Даймлер-Бенц АГ" и "МАN" задание на проектирование нового среднего танка. Условия тактико-технического задания были следующими: ширина до 3150-мм, высота - 2990-мм, минимальная толщина лобовой брони - 60-мм, борта и корма - по 40-мм; форма корпуса рациональная, заимствованная у Т-34; двигатель мощностью 650-700 л.с.; максимальная скорость - 55 км/ч, крейсерская скорость - 45 км/ч. Проекту дали общее название VK 3002 (собственно VK 3001, был создан в октябре 1941 года, и представлял собой логическое развитие проекта варианта штурмового танка, разработанного еще в 1937 году. Несмотря на то,что проект VK 3001 имел немало общего с будущими "Пантерами", самое большое влияние он оказал на создание "Тигров".

Фирма "Даймлер-Бенц АГ" представила проект VK 3002 (DB), который весил 34 тонны и внешне очень сильно напоминал Т-34. В отличие от всех немецких танков проект "Даймлер-Бенц АГ" имел заднее расположение моторно-трансмиссионного отделения и ведущих колес, в качестве силовой установки использовался дизельный двигатель "Даймлер-Бенц" MB507, а в ходовой части опорные катки большого диаметра собирались попарно в тележки и подвешивались в шахматном порядке на листовых рессорах. Вооружать новый танк предполагалось 75-мм пушкой с длиной ствола 48 калибров.

35-тонный проект фирмы "МАN", VK 3002 (MAN), созданный под руководством инженера Пауля Вибике, был гораздо более похож на традиционные немецкие боевые машины. Силуэт танка был несколько шире и выше, чем у T-34, корпус имел наклонные бронелисты, а просторная башня несколько смещалась назад, для того чтобы установить длинноствольное (70 калибров) 75-мм орудие. В кормовой части устанавливался карбюраторный двигатель "Майбах" HL210, механик-водитель и стрелок из пулемета располагались в переднем отсеке. Опорные катки также располагались в шахматном порядке, но имели индивидуальную торсионную подвеску.

Средний танк ПАНТЕРА (Т-V)
Прототип VK 3002 (MAN) на демонстрации 1942 год

Процесс создания нового танка не мог обойтись без вмешательства Гитлера. Вначале фюреру приглянулся проект "Даймлер-Бенц АГ" с тем, однако, условием, что разработчики заменят танковое орудие на более мощное. Фирма уже получила заказ на создание 200 усовершснствованных боевых машин типа VK 3002 (DB), когда в дело вмешалось Управление вооружения сухопутных войск. Как выяснилось, высокопоставленные чины управления отнеслись к проекту "Даймлер-Бенц АГ" весьма скептически. Во-первых, их смущал силуэт, так сильно напоминающий T-34, что в боевых условиях танки легко можно было бы перепутать. Во-вторых, как уже говорилось, оснащение танка дизельным двигателем создавало множество дополнительных проблем. В итоге мнение представителей заказчика стало склоняться к проекту фирмы "MAN". Оставалось лишь убедить Гитлера изменить точку зрения. Самое большое влияние на фюрера произвел тот довод, что в маленькой башне танка VK 3002 (DB) будет невозможно установить требуемое мощное орудие. Отныне проект "Даймлер-Бенц" был окончательно похоронен.

Управление вооружения сухопутных войск рекомендует фирме "МАN", как можно скорее изготовить прототип своего танка из броневой стали. Уже в сентябре 1942 г. прототип V-1 был отправлен на испытательный полигон под Нюрнбергом. Второй прототип V-2 испытывался на танкодроме в Куммерсдорфе. Испытания проводились под руководством главного инженера Г.Книпкампфа, который лично принимал участие в разработке ходовой части проекта "МАN". Книпкампф был одной из ключевых фигур в развитии немецкого танкостроения впредвоенный период и в годы
Второй Мировой войны.

Танки "Пантера" в музеях стран мира

Средний танк ПАНТЕРА (Т-V)

Panther Ausf. A Befehlspanzer -
Munster Panzer Museum (Germany)

Средний танк ПАНТЕРА (Т-V)

Panther Ausf. A -
Saumur Tank Museum (France)

Средний танк ПАНТЕРА (Т-V)

Panther Ausf. A -
Saumur Tank Museum (France)

В результате прототип "МАN" был утвержден для запуска в серийное производство и получил обозначение PzKpfw V "Пантера" (SdKfz171).Первоначально предполагалось производить по 250 боевых машин нового типа в месяц,но уже в конце 1942 г. эта цифра была увеличена до 600. Поскольку ресурсы фирмы "MAN" были явно недостаточны, чтобы обеспечить такие объемы производства, к выпуску "Пантер" пришлось подключить и "Даймлер-Бенц АГ". Спустя еще какое-то время серийным производством "Пантер" стали заниматься еще два промышленных гиганта - Ганноверский "МNH" и "Хеншель и сын АГ" (Кассель) и позднее "DEMAG", а также множество более мелких фирм, выполнявших отдельные заказы головных производителей.

В середине июля 1941 г фирма "Рейнметалл-Борзинг" получила заказ на разработку и создание танкового орудия, способного пробить 140-мм броню с расстояния 1000 м, и попутно подготовить проект башни, приспособленной для оснащения такой пушкой. К началу 1942 г. был создан прототип 75-мм пушки KwK L/60, однако на поведенных испытаниях орудие не достигло требуемой бpoнепробиваемости, поэтому "Рейнметалл - Борзинг"получил категоричный приказ до июня 1942 г. довести длину ствола до 70 калибров. Заказ был выполнен в срок, и на сей раз орудие полностью удовлетворило заказчика. 75-мм танковая пушка KwK42 была запущена в серийное производство. Первоначально она снабжалась однокамерным дульным тормозом, который впоследствии был заменен двухкамерным. Это было, без преувеличения, мощнейшее орудие, наводившее ужас на танковые силы и пехоту союзников.

Так началось производство танка, который многие эксперты и специалисты считают лучшей боевой машиной второй мировой войны. Всего было выпущено более 6000 "Пантер", быстро завоевавших славу самых простых в производстве немецких танков. В самом деле, на создание двух "Пантер" требовалось столько же времени, как и на производство одного "Тигра". Серийное производство началось с выпуска фирмой "МAN" 20 машин, получивших обозначение PzKpfw V Ausf.А ( впоследствии они получат новое наименование).

Танки "Пантера" PzKpfw V Ausf.В, коротко можно охарактеризовать как модификацию с коробкой передач "Майбах"-OVLAR. Поскольку эта модификация оказалась неудачной, в действующие части танки версии В так и не попали. В некоторых источниках указывается, что 20 танков Ausf.А на деле были так называемой нулевой серией. Это утверждение базируется на том факте, что танки, не имеющие никаких отличий от прототипа, не могут считаться "версией". Поскольку танки PzKpfw V А в самом деле представляли собой точные копии прототипа VK 3002, с данной точкой зрения вполне можно согласиться.

Средний танк ПАНТЕРА (Т-V)
Первые "Пантеры" оснащались карбюраторным двигателем "Майбах" HL210P45 и коробкой передач ZF 7.Толщина лобовой брони составляла 60-мм. Эти машины оснащались 75-мм пушками KwK42 с однокамерным дульным тормозом L/70. С начала 1943 года в конструкцию "Пантер" вносятся некоторые изменения: например, благодаря увеличению расточенных отверстий цилиндров, объем двигателя увеличивается с 21 до 23 литров и получает обозначение "Майбах" HL250Р30. Другие изменения касались увеличения бронирования лобовой части танка (до 80-мм), а также смещения командирской башенки немного вправо (в целях упрощения производства башни).

Средний танк ПАНТЕРА (Т-V)
До сих пор неизвестно, какие танки получили (и получили ли) обозначение PzKpfw V С. Можно только предполагать, что это обозначение было зарезервировано за другими модификациями танков. Так или иначе, но первой крупносерийной версией танка "Пантера" стала Ausf.D.

Для того чтобы избежать путаницы, с февраля 1943 г. танки PzKpfw V Ausf.D стали обозначать PzKpfw V Ausf.D2, (танками PzKpfw V Ausf.D1 оказались соответственно бывшие PzKpfw V Ausf А).

Средний танк ПАНТЕРА (Т-V)
Танки новой модели производили все четыре крупные танкостроительных фирмы - "МАN", "Даймлер-Бенц АГ", "Хеншель и сын АГ" и МНХ. Стоимость одного серииного танка была установлена в размере 117000 рейхсмарок (для сравнения PzKpfw III стоил 96163 рейхсмарки, PzKpfw IV - 103462 RM, а PzKpfw VI "Тигр" - 250800 RM).

4 июня 1942 года министр А. Шпеер этдап распоряжение, чтобы 250 "Пантер" были готовы к 12 мая 1943 года. Первые танки версии D (D2) поступили на вооружение 51-го и 52-го танковых батальонов, 23-го и 26-го танковых полков, а также дивизий СС "Дас Райх" и "Лейб-штандарт СС Адольф Гитлер". За девять месяцев - с января но сентябрь 1943 г. германская промышленность выпустила более 600 новых машин. Однако такая спешка самым неблагоприятным образом сказалась на качестве первых крупносерийных "Пантер". Практически все они обладали низкой технической надежностью, и прежде всего это касалось трансмиссии и ходовой части. Во многом это было связано с конструкторским просчетом, предполагавшим использование для "Пантер" той же трансмиссии и рулевого управления, что и для прежних, легких, немецких танков. При этом совершенно упускалось из виду то обстоятельство, что более тяжелой машине с более мощным двигателем требуется соответствующая конструкции ходовой части. То же самое относилось и к двигателю "Майбах" HL230Р30 мощностью 700 л. с. который поначалу сильно перегревался, а нередко даже воспламенялся.

Средний танк ПАНТЕРА (Т-V)
Изменения, произведенные в танках PzKpfw V Ausf.D2, затронули в основном командирскую башенку и дульный тормоз пушки KwK42, который стал двухкамерным. Толщину лобовой брони увеличили до 80-мм. Установили новую коробку передач "Майбах" АК7-200, впоследствии ее монтировали на танках "Пантера" Ausf.А и G. На танках PzKpfw V Ausf D выпуска первой половины 1943 г. устанавливалась командирская башенка со смотровыми щелями, прикрывавшимися 50-мм бронестеклом,как на тяжелых танках PzKpfw 4 Ausf.Н1. На первых "Пантерах" монтировались две 3-ствольные 90-мм пусковые установки NbK39 для дымовых гранат.

Средний танк ПАНТЕРА (Т-V)
Броня танков PzKpfw V Ausf.D, выпущенных во второй половине того же 1943 г. покрывалась циммеритовой обмазкой, кроме того, на эти машины навешивались 5-мм броневые экраны - фальшборта. К особенностям танков модели D2 относятся: отсутствие шаровой установки курсового пулемета MG-34, который размещался внутри корпуса (и только для стрельбы вставлялся в специальную бойницу, закрывавшуюся бронекрышкой), наличие в левом борту башни круглого ложа для удаления стреляных гильз, а также бойниц для стрельбы из личного оружия в бортах и на корме башни. Кроме того, на этих машинах имелись сдвоенные выхлопные трубы, расположенные симметрично на кормовом бронелисте. Танки модификации D2 последних выпусков имели выхлопные трубы, прикрытые специальными пламегасителями и бронекожухами. Всего был выпущен 851 танк PzKpfw V Ausf.D1 и D2.

Средний танк ПАНТЕРА (Т-V)
В марте 1943 г. Гудериан, недавно назначенный генерал-инспектором бронетанковых войск, предоставил Гитлеру доклад, в котором изложил свои взгляды на перспективы развития немецких бронетанковых войск на 1943-1945 гг. Трезво оценивая реальную ситуацию, Гудериан прямо заявил, что не считает целесообразным боевое использование технически несовершенных "Пантер" вплоть до июля-августа 1943 г. За этот период, по мнению генерал-инспектора, необходимо устранить существующие технические недостатки новых танков. Однако Гитлер и слышать не хотел ни о какой отсрочке, хотя, как выяснилось впоследствии, осторожные прогнозы Гудериана оказались даже чересчур оптимистичными. Вот что записал в своем дневнике подполковник фон Грюндхерр непосредственно после первого боевого использования " Пантер" на Восточном фронте:

"...Честно говоря, я просто не могу удержаться, чтобы не сказать несколько слов об этой печальной истории, имя которой "Пантера". Все произошло именно так, как я и предполагал... Сколько людей возлагали особые надежды на применение этого нового, еще ни разу не испробованного оружия! Надо ли говорить, какое удручающее воздействие оказало на них последнее поражение. А все начиналось с приказа фюрера, с тех сверхъестественных ожиданий, которые он породил... У меня пpосто не укладывается в голове, как можно создавать мощное, современное, дорогое оружие, и одновременно снабжать его абсолютно ненужным бензиновым насосом, кучей лишних прокладок и прочей дребеденью?! У меня нет ни тени сомнения в том, что большая часть технических неполадок проистекает из-за применения негодных материалов, которые не соответствуют элементарным требованиям качества. Особого внимания заслуживает "эффективность" применения "Пантер", - язвительно замечает автор и продолжает. С расстояния 7224 м Т-34 поражал их с одного выстрела. Из 200 танков, дебютировавших под Курском, 160 вышли из строя к концу первого же дня, а еще через 9 дней в строю осталось всего 43 "Пантеры". Многие сломались уже по пути от железной дороги до линии фронта, а большой вес машин значительно затруднил буксировку..."

Впоследствии большая часть этих проблем была успешно устранена, и "Пантеры" снискали заслуженную славу лучшего боевого танка панцерваффе. В дальнейшем, в ходе дальнейшей эксплуатации "Пантер" экипажам и конструкторам приходилось зачастую сталкиваться с различными техническими проблемами.

Гудериан с огромной ответственностью относился к внедрению в действующие части новых экземпляров боевой техники. Доказательством этому служат страницы его дневника. Так, 15 июня генерал-инспектор бронетанковых войск записывает:
"Занимался нашими подопечными детьми - "Пантерами", у которых оказались не в порядке боковые зубчатые передачи и выявились недостатки в оптике."

Все это заставляет Гудериана на следующий же день доложить об этом Гитлеру, добавив, что "Пантерам" требуется дополнительная доработка, прежде чем они с могут быть с успехом использованы на Восточном фронте

Танк "Пантера". Конструкция и компоновка.

Компоновка "Пантеры" была обычной для Второй мировой войны и не отличалась от стандартной для немецких танков. Отделение управления и трансмиссионное отделение располагались спереди, боевое отделение и башня - в центре, моторный отсек - в кормовой части. Механик-водитель и стрелок-радист находились в передней части корпуса, а наводчик, заряжающий и командир танка - в башне. Как и во всех немецких танках, места членов экипажа располагались недалеко одно от другого. Это давало танкистам значительную моральную поддержку, позволяло общаться прикосновением или, в случае необходимости, читать по губам, что в грохоте и неразберихе боя было немаловажно. В чрезвычайной ситуации - в случае ранения, осечки или при подаче боеприпасов - они могли помогать друг другу.

Средний танк ПАНТЕРА (Т-V)


ХОДОВАЯ ЧАСТЬ И ПОДВЕСКА

Ходовая часть танка состояла из восьми расположенных в шахматном порядке опорных катков с каждой стороны. Опорные катки располагались на двойных торсионах, лежащих поперек корпуса. Наружный конец рычага крепился к опорному катку, внутренний через качающийся рычажок - к другому скручивающемуся стержню, второй конец которого был закреплен на борту танка. "Пантера" получила лучшую систему подвески из всех немецких танков.

Комплект опорных катков, закрепленных на одной оси, был собран из двух обрезиненных дисков, объединенных в пару. На одной оси внутренний и внешний диски располагались близко друг к другу, а на другой - на некотором расстоянии. Из-за того, что опорные катки "Пантеры" располагались в шахматном порядке, диски одного опорного катка попадали между дисками другого. Такая последовательность сохранялась по всей длине танка. Шахматный порядок расположения опорных катков позволял установить больше элементов подвески. Таким образом улучшалась мягкость хода и обеспечивалось более однородное распределение нагрузки на гусеницы, чем у танков с обычным расположением опорных катков. На практике грязь и снег могли забиваться между катками, застывая там в условиях русской зимы и заклинивая катки. С точки зрения ремонта одним из важнейших недостатков такой подвески было то, что для замены одного "внутреннего" опорного катка нужно было снять четыре других.

Средний танк ПАНТЕРА (Т-V)
Сами опорные катки были 860-мм в диаметре и имели резиновые бандажи. Начиная с сентября 1944 года, фирма "MAN" начала устанавливать на некоторые "Пантеры" модели Ausf. G стальные опорные катки с внутренними резиновыми амортизаторами. Такие же опорные катки устанавливались на некоторые "Тигры I" и все "Королевские тигры". Стальные обрезиненные опорные катки ставились на некоторые из последних "Пантер" Ausf.G, которые фирма "MAN" выпустила в марте-апреле 1945 года.

Система подвески дополнялась парой передних ведущих и парой задних натяжных колес, двумя гидравлическими амортизаторами и поддерживающими катками с каждой стороны. Для упрощения производства после октября 1944 года с танков модели Ausf.G задние амортизаторы были сняты. В результате ход "Пантеры" по пересеченной местности стал не таким мягким. Эта система вращала гусеницы танка марки Kgs 64/660/160.86 траков гyceницы отливались из марганцовистой стали. Они скреплялись единственным шплинтом. Число 660 в обозначении гусеницы означало, что ширина ее составляет 660-мм, 160 - расстояние между шплинтами траков в миллиметрах, гусеницы проектировались для прототипа весом 35,5 т, и их ширина для установки на более тяжелую машину не увеличивалась. Но при такой гусенице модель Ausf.D имела вполне приемлемое для такой тяжелой машины удельное давление на грунт - 0,723 кг/см2. Модели Ausf.D и G имели удельное давление на грунт 0,9 кг/см2 и 0,8 кг/см2 соответственно. В сентябре 1943 года началась установка гусениц из траков, оборудованных шпорами, призванных увеличить сцепление и уменьшить скольжение при движении по льду, а также по поверхностям типа крупной гальки. На танках модели Ausf.А в качестве зимнего оборудования предусматривалось использование подкладок под гусеницы. Подкладки устанавливались на каждый пятый или седьмой трак с целью улучшить проходимость при движении по засыпанным снегом дорогам. Но при этом рекомендовалось двигаться со скоростью, не превышающей 15 км/ч.

КОРПУС И БРОНИРОВАНИЕ

До 1942 года германские танки были в основном прямоугольными по форме. Лобовые и бортовые бронеплиты соединялись под прямым углом. У "Пантеры" верхняя передняя броневая плита была установлена под углом, чтобы попадающие в нее снаряды рикошетировали вверх. Толщина её составляла 80-мм, угол наклона - 55 градусов. Толщина бортовой брони составляла 40-мм, но бронеплиты были установлены вертикально. Броня кормовой части башни имела толщину также 40-мм, но ее наклон составлял 30 градусов. Толщина крыши составляла 16-мм, днища - от 16-мм до 30-мм. Корпус и надстройка были сварены из толстых катаных листов гомогенной стали. Броня была мягче, чем ранее. Поверхностное упрочнение стали не применялось.

Средний танк ПАНТЕРА (Т-V)

75-мм пушки М3, которыми были вооружены американские танки "Шерман" и британские "Кромвели" и "Черчилли", не пробивали лобовую броню "Пантеры" на любой дистанции. Лишь "Шерманы" А4 с их 7б-мм пушками М1А1 и советские Т-34/85 могли пробить лобовую броню башни "Пантеры". Чтобы поразить "Пантеру" наверняка, нужно было подобраться к ней с фланга или с тыла. Угол наклона верхней стенки корпуса "Пантеры" Ausf.G был уменьшен с 40 до 29 градусов. Чтобы сохранить эквивалентную защиту, толщину стенки увеличили с 40-мм до 50-мм. Начиная с апреля 1943 года на борта корпуса "Пантер" стали устанавливать бортовые экраны. Они были сделаны из мягких стальных листов толщиной 5 мм и предназначались для защиты танка от огня советских противотанковых ружей с близких дистанций.

Экраны также хорошо защищали от 75-мм осколочно-фугасных снарядов. Они обеспечивали также эффективную защиту от кумулятивных снарядов, хотя и не были предназначены для этого - ударив в экран, снаряд взрывался, и реактивная струя рассеивалась, не достигнув корпуса танка. В сентябре 1943 года на все новые танки модели Ausf.D прямо на заводах начали наносить циммерит (антимагнитное покрытие). Циммерит наносился на все участки брони, до которых мог достать стоящий на земле человек. Целью применения этого состава была защита танка от магнитных противотанковых мин. Он наносился на броню неровным слоем, обеспечивая предохранительное пространство между броней и магнитами мины. Не имея возможности присоединиться к металлу или хотя бы сблизиться с ним на доста точное расстояние, магниты уже не могли удерживать мину на танковой броне. Однако в сентябре 1944 года 6-й отдел приказал прекратить нанесение циммерита на "Пантеры" Ausf.G с целью экономии трудозатрат, а также потому, что на высыхание состава уходило 6 дней.

ДВИГАТЕЛЬ «ПАНТЕРЫ»

Двигатель "Пантеры" располагался в задней части корпуса. По бокам двигателя находились охлаждающие радиаторы и вытяжные вентиляторы. "Пантера" оснащалась двигателями, разработанными фирмой "Майбах" из Фридрихсхафена и построенными на берлинском заводе "Майбах и Нордбау".

Изначально на "Пантеры" планировалось устанавливать двигатель "Майбах" HL210 Р30. И этот двигатель установили на первые 250 "Пантер" Ausf. D. Его мощность составила 600 л.с. при 3000 об/мин. Однако такая мощность оказалась недостаточной. Поэтому HL210 Р30 заменили на HL230 Р30. В своей основе это был тот же двигатель, но его объем вырос с 21 л до 23 л за счет увеличения диаметра цилиндра.

HL230 Р30 представлял собой короткий 12-цилиндровый карбюраторный двигатель с водяным охлаждением с четырьмя карбюраторами "Солекс". Цилиндры располагались V-образно. Вес двигателя составлял 1300 кг. Мощность HL230 Р30 составляла 700 л. с. при 3000 об/мин. Скорость "Пантеры" не увеличилась, она смогла теперь быстрее разгоняться, быстрее преодолевать подъемы и двигаться по пересеченной местности при меньшей нагрузке на двигатель. У модели Ausf.G отношение мощности к массе равнялось 15,6 л.с./т.
" Пантера" развивала довольно высокую скорость движения по шоссе - 46 км/ч и 24 км/ч по бездорожью. Запас хода танка составлял 170 км при движении по шоссе и 89 км - по пересеченной местности.
Начиная с июня 1944 года, по бокам выхлопных труб стали приваривать стальные крышки. Они должны были скрывать выхлопные трубы, которые раскалялись и были хорошо видны по ночам.

МЕХАНИК-ВОДИТЕЛЬ

Рабочее место механика-водителя располагалось в левой передней части корпуса. Справа от него находилась коробка передач. "Пантера" имела обычную механическую трансмиссию. Коробку передач фирмы "Цанрад-техник" (дочерняя компания "Майбаха") обеспечивала семь передних скоростей и одну заднюю. Коробка передач вместе с муфтой сцепления и ведомой шестерней главной передачи весила 750 кг. Был установлен сухой фрикцион LAG 3/70Н. "Пантеры" радикально отличались от других немецких танков, поэтому фирма "MAN" разработала новое рулевое управление и тормозную систему. Механик-водитель управлял танком как обычно, работая дисковыми тормозами "Аргус". Однако для облегчения управления можно было использовать также планетарную передачу. Машина могла передвигаться на каждой передаче по кривой фиксированного радиуса. Поэтому систему можно было описать как систему управления единого радиуса. Механик-водитель смотрел вперед через смотровую щель в передней бронеплите, прикрытую триплексом. Во время боя смотровую щель закрывали бронированной заслонкой. В боевых условиях механик-водитель мог осуществлять наблюдение через два неподвижных эпископа, один из которых был обращен вперед, а другой - вперед влево в положении 10.30. Механик-водитель имел довольно ограниченный сектор обзора. поэтому эпископы вскоре заменили на вращающийся перископ. Поэтому появилась возможность отказаться от смотрового прибора механика-водителя и сделать переднюю бронеплиту со стороны механика-водителя гладкой.

Средний танк ПАНТЕРА (Т-V)

СТРЕЛОК-РАДИСТ

Рабочее место стрелка-радиста находилось в правой передней части корпуса. На первых танках модели Ausf.D стрелок-радист стрелял из 7,92-мм пулемета MG-34 через люк в форме почтового ящика, расположенный в верхней наклонной бронеплите. Такая система функционировала неудовлетворительно, поэтому ее заменили на бронированную шаровую установку, в которую был вмонтирован пулемет MG-34. Пулемет мог отклоняться на 5 градусов вправо и влево, а в вертикальной плоскости - от -10 до +15 градусов. На танке Ausf.D стрелок-радист осуществлял наблюдение с помощью двух неподвижных перископов, расположенных на крыше корпуса над его головой. Перископы обеспечивали обзор впереди и справа. На моделях Ausf.А и G от перископов отказались и заменили их на шаровой телескопический прицел KZF2, который поставлялся в комплекте с новым пулеметом. Ломающийся монокулярный прицел обеспечивал увеличение в 1,75 раза и угол обзора 18 градусов. Радиооборудование располагалось справа от стрелка-радиста в спонсоне, который нависал над гусеницей. Все "Пантеры" оснащались радиостанцией Fu5. Дальность действия рации составляла от 4 до 6 км в зависимости от характера местности и атмосферных условий. Кроме того, она использовалась для внутренней связи между членами экипажа.
Механик-водитель и стрелок-радист попадали на свои места через люки, расположенные в передней части корпуса. Поскольку люки часто оказывались заблокированными в зависимости от угла поворота башни, устанавливались сбрасываемые люки, чтобы в случае необходимости механик-водитель и стрелок-радист могли быстро покинуть танк.

БАШНЯ

8,12-тонная башня имела наклонные стенки и закругленную лобовую часть, в которую монтировалась выпуклая литая бронированная маска пушки. Лобовая бронеплита и боковые бронеплиты соединялись способом "ласточкин хвост" на модели Ausf.D и встык на моделях Ausf.А и G, что значительно облегчало производство. Толщина лобовой бронеплиты составляла 100-мм, наклон - 12 градусов, толщина брони маски пушки составляла также 100-мм. Толщина бортовой брони составляла 45-мм при наклоне 25 градусов, толщина брони крыши башни - 16-мм. От изначально устанавливаемой маски пушки бронебойные снаряды часто отскакивали вниз, пробивая броню крыши корпуса или попадая в уязвимый погон башни. С сентября 1944 года на танки модели Ausf.G начали устанавливать маску новой формы, от которой снаряды отскакивали вверх. Пол башни вращался вместе с ней. Вращение башни осуществлялось от вторичного вала, который лежал между двумя полуосями и устанавливался в корпусе, в котором находился привод поворота башни.

Средний танк ПАНТЕРА (Т-V)

БАШЕННЫЙ РАСЧЕТ

Командир танка размещался в левой задней части башни, он был обеспечен отличными средствами наблюдения. На танке модели Ausf.D была установлена знаменитая командирская башенка формы "урна" с шестью смотровыми приборами. В процессе модернизации модели Ausf. D на заводе фирмы "Демаг" на командирскую башенку начали устанавливать перископ наблюдения TSR1, позволявший командиру танка наблюдать за местностью даже из укрытия, скрывающего танк с башней. На модели Ausf.А установили новую командирскую башенку с литой броневой вставкой с семью эпископами, защищенными броневыми кожухами. Командир имел также индикатор поворота, маркированный числами от 1 до 12, размещенный на кольце в башенке. Люк с башенкой открывался не вверх, а сдвигался в сторону. Башню часто снабжали станком для установки зенитного пулемета MG-34. Помимо радиостанции, командир танка имел в своем распоряжении комплект флажков и сигнальный пистолет.

Место наводчика находилось слева от орудия. Он наводил орудие на цель с помощью бинокулярного шарнирного телескопического прицела "Leitz" TzF12 со стационарными окулярами и подвижной освещаемой сеткой, обеспечивающего 2,5-кратное увеличение. В конце ноября-начале декабря 1943 года этот прицел заменили на монокулярный TzF12а с 2,5-кратным увеличением и сектором обзора 28 градусов при обнаружении, опознавании и определении местоположения цели и пятикратным увеличением и уменьшенным до 14 градусов сектором обзора при точном наведении на цель на большой дистанции. Регулируемая шкала дальностей позволяла наводчику точно определять расстояние до цели.

Как и командир, наводчик был обеспечен индикатором угла горизонтальной наводки. Он вел огонь из орудия с помощью работающего от электропривода спускового механизма, установленного на маховике вертикального наведения, и из спаренного с орудием курсового пулемета с помощью педали в полу башни.

Заряжающий располагался справа от орудия KwK42 и отвечал также за заряжание и обслуживание курсового пулемета. Начиная с модели Ausf.А, заряжающий обеспечивался эпископом.

Поворот башни модели Ausf.D обеспечивался гидравлически с максимальной скоростью 360 градусов за 60 секунд независимо от числа оборотов двигателя. На модель Ausf.А начали устанавливать усовершенствованную систему поворота башни, в которой скорость поворота башни зависела от числа оборотов двигателя. Полный оборот башни осуществлялся за 15 секунд. Однако после ноября 1943 года, когда число оборотов двигателя "Майбах" HL230 Р30 было ограничено 2500, скорость оборота башни составила 360 градусов за 18 секунд. Поворот башни с помощью гидравлики позволял быстро наводить орудие на цель. Тем не менее точную наводку наводчик осуществлял вручную с помощью маховиков горизонтальной и вертикальной наводки. При выключенном двигателе наводчик мог осуществить поворот башни вручную, при этом ему помогал заряжающий, вращая вспомогательный ручной привод. Угол вертикальной наводки основного вооружения составлял от -8 до +18 градусов.

Число отверстий в башне было сведено к минимуму. Механик-водитель мог попасть в башню сквозь люк, расположенный впереди справа на крыше, а командир танка - через командирскую башенку. Заряжающий попадал в башню сквозь большой круглый люк в задней стенке, через него же осуществлялась загрузка боекомплекта. На левой стенке башни под командирской башенкой находилось небольшое отверстие. Его часто ошибочно принимали за окно для выбрасывания гильз. На самом деле через это отверстие осуществлялась связь командира танка с сопровождающей пехотой. Начиная с июля 1943 года от отверстия было решено отказаться. В правом и левом бортах башни, а также в задней стенке имелись амбразуры, через которые экипаж мог вести огонь из личного стрелкового оружия. От амбразур отказались в марте 1944 года, когда на танки модели Ausf. А начали устанавливать "оружие ближнего боя" ("Nahverteidigungswaffe"). Но нельзя утверждать, что его устанавливали на все танки.

ВООРУЖЕНИЕ

Средний танк ПАНТЕРА (Т-V)
KwK42 была превосходной противотанковой пушкой, позволявшей поражать цели с первого выстрела на дистанциях, превышавших 1000 м. В первых докладах была информация об уничтожении Т-34 на дистанции 3000 м. Во время контрольных испытаний орудие с вероятностью 100 процентов поражало цель высотой 2 и шириной 2,5 м снарядом Pzgr 39/42 на дистанции 1500 м. На дистанции 2000 м вероятность попадания снижалась до 92 процентов, на дистанции 3000 м — до 55 процентов. Во время практических занятий обычный наводчик - с поправкой на особенности орудия и боеприпасов - поражал такую же цель с вероятностью 97 процентов на дистанции 1000 м, 49 процентов на дистанции 2000 м и 18 процентов на дистанции 3000 м. Такой уровень точности не отражал фактическую вероятность поражения целей в реальных боевых условиях. Естественно, что из-за ошибок в определении расстояния до цели, движения и стресса вероятность поражения цели с первого выстрела существенно снижалась. Однако средний наводчик в боевых условиях мог достигнуть показателей, близких к показателям практических занятий, со второго выстрела, выстрелив сначала трассирующим снарядом.

Выстрел 75-мм нарезной пушки KwK42 L/70 производился с помощью электрозапальной трубки. Противооткатное устройство состояло из гидравлического тормоза отката и воздушно-жидкостного накатника. Пушка снабжалась полуавтоматической казенной частью с открыванием и закрыванием пружины и вертикальным клиновым затвором. Балансировка орудия осуществлялась с помощью гидропневматического цилиндра. Для уменьшения отката орудие оборудовалось дульным тормозом. Оно использовало кинетическую энергию газов, образующихся при сгорании метательного заряда и выходящих из ствола вслед за снарядом, ч тобы тянуть ствол вперед. Первоначально орудие KwK42 имело однокамерный дульный тормоз, затем его заменили на двухкамерный, но внутренняя камера была съемной. После апреля 1943 года начали устанавливать компрессор для откачки пороховых газов, которые попадали в боевое отделение. Эти газы вызывали раздражение глаз и дыхательных путей членов экипажа.

Бронепробиваемость пушки KwK42 была впечатляющей. Не стандартным боеприпасом был бронебойный снаряд Pzgr 39/42 с бронебойным наконечником и трассером. Особенность заключалась в том, что на бронебойный наконечник из закаленной стали надевался баллистический наконечник. Он имел удлиненную коническую форму и был предназначен для уменьшения сопротивления воздуха. Сам по себе баллистический наконечник уменьшал бронепробиваемость, но при стрельбе на средние и дальние дистанции увеличивал ее. Это объяснялось тем, что он снижал торможение, вызываемое сопротивлением воздуха, и поэтому снаряд сохранял высокую скорость удара. Pzgr 39 представлял собой снаряд весом 6,8 кг, начальная скорость которого составляла 935 м/сек. Иногда в боекомплект "Пантеры" входили несколько выстрелов Pz.gr 40/42 для стрельбы по тяжелым советским танкам и САУ.

KwK42 пробивала лобовую броню британских "Кромвелей" на дистанциях до 2500 м, а "Черчиллей" - до 1700-мм. При этом "Пантера" оставалась неуязвимой для их орудий. Пушка была в равной степени эффективна при стрельбе по американским ганкам "Шерман", правда, лобовую бронеплиту этой машины она пробивала только со стометровой дистанции, при этом сама "Пантера" оставалась неуязвимой для 75-мм пушки М3.
Против "Пантеры" имели шансы американские "Шерманы", вооруженные более мощной 76-мм пушкой М1А1, а также британские танки "Шерман Файрфлай". 76-мм пушки пробивали башню "Пантеры" на дистанции 700 м. Их снаряды весом 7,7 кг могли пробить маску пушки и лобовую броню башни с обычной дистанции, но броню корпуса они не пробивали.

Боекомплект "Пантеры" состоял из 79 выстрелов для KwK42 (модели Ausf.А и D) и 82 выстрелов для модели Ausf.G (в результате модернизации корпуса места для хранения боекомплекта стало больше). Было рекомендовано, чтобы боекомплект на 50 процентов состоял из бронебойных снарядов Pzgr 39/42 и на 50 процентов - из осколочно-фугасных Sprgr42. Три выстрела хранились под башенной платформой, 40 выстрелов хранились в горизонтальном положении в укладке вдоль бортов подбашенной надстройки танка и 36 - вертикально в нишах вдоль бортов корпуса. Три дополнительных выстрела у модели Ausf.G также хранились в укладке вдоль бортов подбашенной надстройки.

Спаренный с пушкой и корпусной пулеметы (а также зенитный, если его устанавливали) представляли собой варианты единого 7,92-мм пулемета MG-34, который разработала и выпускала фирма "Рейнметалл". Пулемет был разработан в начале 30-х годов, имел воздушное охлаждение. Работал на принципе отдачи ствола с коротким его отходом. Использовался метод запирания затвора, разработанный фирмой "Маузер". Пулемет имел очень высокий темп стрельбы - 800-900 выстрелов в минуту.

Вариант пулемета, который устанавливали на "Пантеры", назывался MG-34m. Он был специально адаптирован для установки на танки и другую бронетехнику и имел толстый бронированный ствол. Боекомплект пулемета состоял из 4104 выстрелов для модели Ausf.D и 4200 выстрелов для моделей Ausf.А и G. Он хранился в сумках, каждая из которых содержала ленту на 150 выстрелов.

В качестве вспомогательного вооружения на первые танки модели Ausf.D устанавливали пусковые установки для постановки дымовой завесы - по три с каждой стороны башни. В июне 1943 года эта практика была прекращена после доклада о происшествии, имевшем место в феврале того же года, когда в результате обстрела танка из легкого стрелкового оружия произошло срабатывание пусковых установок, приведшее к выводу из строя экипажа.

Было решено отказаться от амбразур для стрельбы из легкого стрелкового оружия в бортах и задней части башни, так как в декабре 1943 года началась установка так называемого "оружия ближнего боя" ("Nahverteidigungswaffe"). Оно устанавливалось на крыше башни в правом заднем углу. Оружие ближнего боя представляло собой мортирку калибра 26-мм, в боекомплект которой входили дымовые, осколочные и осколочно-зажигательные снаряды.

Мортирку можно было поворачивать на 360 градусов, ее угол возвышения составлял 50 градусов. Однако оснастить ею все танки не представилось возможным. В качестве личного оружия членов экипажа использовались 9-мм пистолеты-пулеметы МР-40, 9-мм пистолеты Р-38 либо (достаточно редко) автоматические пистолеты Р-08.

Танк "Пантера".
Подробнее о модернизации и модификациях


"Пантерами" предполагалось заменить в боевых частях танки Pz III и Pz IV, однако темп серийного производства не соответствовал потребностям войск. В конце концов генеральный инспектор танковых войск вермахта генерал-полковник Г.Гудериан после консультаций с министром вооружения А.Шпеером постановил, что перевооружению новыми танками подлежит только один батальон в танковом полку.
В состав батальона входили четыре роты по 17 танков в каждой. При штабе состояло 8 танков, саперный взвод и взвод ПВО, вооруженный самоходными орудиями "Mobelwagen" или "Wirbelwind". Имелась в батальоне и техническая рота, укомплектованная эвакуационными тягачами и различными автомашинами. На практике же организация частей никогда не соответствовала штату. В частях панцерваффе насчитывалось в среднем 51 - 54 танка "Пантера", а в войсках СС (Waffen SS) 61-64.
Первыми воинскими частями, которые укомплектовали "Пантерами", стали 51-й и 52-й танковые батальоны. Их формирование закончилось к 15 июня 1943 года. Они составили 10-ю танковую бригаду (Panther-Brigade 10). В составе войск СС также сформировали бригаду "пантер". Всего же в середине 1943 года в эксплуатации находилось около 240 танков модификации D.
В операции "Цитадель" приняли участие 196 танков. Боевой дебют их не был удачным - только по техническим причинам из строя вышли 162 "Пантеры".

Впервые "Пантеры" приняли участие в боевых действиях во время Курской битвы, сроки которой гитлеровское командование специально перенесло, чтобы иметь возможность бросить против советских войск свои новые танки. Итоги Курской битвы подтвердили все самые мрачные опасения Гудериана. "Пантеры" были определенно не готовы к боевому применению. Так, при выдвижении танковой бригады в исходное положение для наступления примерно одна четверть просто вышла из строя в результате технических неполадок.

Для восполнения потерь, понесенных в боях под Курском, начиная с августа был установлен ежемесячный производственный план - 250 "Пантер". Однако в августе изготовили только 120 танков - в результате бомбежек союзной авиации оказались сильно разрушенными заводы фирмы "MAN" в Нюрнберге и "DaimIer-Benz" в Берлине. Не удалось выполнить план и в сентябре (197 машин), и лишь в октябре заводские цехи покинули 257 танков.

Средний танк ПАНТЕРА (Т-V)

В конце августа - начале сентября 1943 года началось серийное производство следующей модификации "Пантеры" - PzKpfw V Ausf.А. Основным ее отличием от предыдущей модели была замена съемного курсового пулемета MG 34 стандартным пулеметом в шаровой установке.

Средний танк ПАНТЕРА (Т-V)


Изменилась также система выхлопных труб, увеличилось количество и расположение подшипников опорных катков, не стало малого входного люка в боковой стене башни и лючков для стрельбы, вместо двухобъективного прицела появился однообъективный типа TZF 12а. Угол вертикального наведения орудия составил от -8°до +18°. Ряд изменении был внесен в конструкцию командирской башенки. Собственный перископ появился у заряжающего.

Средний танк ПАНТЕРА (Т-V)

Танки версии А выпускались до марта 1944 года, после чего на смену им пришли "Пантеры" - PzKpfw V Ausf.G .
Средний танк ПАНТЕРА (Т-V)

С середины 1944 года началась разработка новой версии "Пантеры", которая получила обозначение Ausf.F. Машины этой версии существенно отличались от танков предыдущих модификаций. Самым важным усовершенствованием была установка башни нового типа - так называемой "узкой башни", спроектированной фирмой "Даймлер-Бенц". Планировалась также разработка узкой башни под пушку калибра 88-мм. По сравнению со стандартной башней версии G новая отличалась меньшими размерами и другой системой бронирования. Пушка устанавливалась в новой маске типа "свиное рыло", подобной той, что использовалась на танках PzKpfw VI "Тигр" II. Толщина лобовой брони башни увеличилась до 120-мм -125-мм, боковой и задней - до 60-мм, крыши - до 30-мм. Появилось дополнительное оборудование: прибор ночного видения и стереоскопический дальномер.

Средний танк ПАНТЕРА (Т-V)
Изменения коснулись и вооружения танка: в корпусе вместо пулемета MG-34 устанавливался штурмовой пулемет MP-44 калибра 7,9- мм. Его можно было размещать в любом из двух предусмотренных для этого гнезд. В качестве основного вооружения использовалась 75-мм пушка KwK44 L/70 с углом склонения ствола -8° и возвышения +20°. Кроме того, в башне устанавливался пулемет "Рейнметалл-Борзинг" MG-42 калибра 7,9-мм. Командирская башенка была приспособлена для установки пулемета MG-34, из которого можно было вести огонь по воздушным целям. Монтаж вооружения в башне осуществляли фирмы "Крупп" и "Шкода". Модифицированная 75-мм пушка KwK44/1 полностью производилась на предприятиях фирмы "Шкода".
Эта модификация была наиболее многочисленной. Немецкая промышленность выпустила 374 ( машин этого типа "Пантеры" версии G имели новый тип лобовой брони, в которой уже не было прямоугольного смотрового люка механика-водителя. Боковые стенки корпусе устанавливались под углом 61°, а их бронирование увеличилось до 50-мм. Изменилась форма входных люков механика-водителя и стрелка-радиста На ряде танков пушки получили цилиндрические маски со специальным отворотом, который препятствовал попаданию снарядов в основание башни. Машины, выпускавшиеся с конца 1944 года,имели дополнительный вентилятор силового отделения, прикрытый броневой защитой, находившиеся сразу за башней и т. д. Танки версии А и G оборудовались дополнительными броневыми экранами для защиты верхних ветвей гусениц.

Танки "Пантера" Ausf.F (с 26 февраля Гитлер запретил использование обозначения PzKpfw V, оставив только название) должны были оснащаться прицелом фирмы "Лейц" TZF13 с увеличением от 2,5 до 6 раз и стереоскопическим дальномером фирмы "Цейсс", который обеспечивал 15-кратное увеличение Дальномер имел длину 1320-мм и устанавливался вдоль передней стенки башни. Объек тивы находились в выступающих с боков защитных кожухах. Прицел TZF13 размещался по центру под пушкой. Некоторые изменения претерпел и гидравлический привод вращения
башни.

Средний танк ПАНТЕРА (Т-V)
Модифицированию подверглась не только башня, но и корпус танка. Бронирование верха корпуса увеличилось с 12-мм до 35-мм, изменилась форма и размер входных люков механика-водителя и стрелка-радиста. Планировалась также разработка узкой башни под пушку калибра 88-мм. Серииные танки версии F оснащались улучшенной пушкой KwK 44/2, однако в 1944 году фирма "Крупп" дважды разрабатывала проекты перевооружения танков "Пантера" 88-мм пушками KwK43 L/71.

В феврале 1943 года было принято решение унифицировать производство новых танков "Тигр" II и "Пантера" II. Реализовать это решение было довольно просто, поскольку на заводе фирмы "Хеншель" в Касселе производились и те и другие машины.

По проекту танк "Пантера" II имел узкую башню диаметром 1750-мм и видоизмененный корпус с иным расположением люков механика-водителя и стрелка-радиста, а также воздухозаборов для двигателя. Бронирование новой машины было усилено: толщина лобовой брони увеличилась до 100-мм, бортовой - до 60-мм. а кормы и верха корпуса — до 40-мм. Предполагалось, что танк будет вооружаться 88-мм пушкой KwK43 L/71 с углом склонения -8° и возвышения + 15°. Башня была приспособлена для установки дальномера. В 1945 году началось проектирование башни с лобовой броней толщиной 150-мм. Предполагаемая боевая масса "Пантеры" - 50,2 т - вынудила конструкторов искать новую силовую установку. В результате появились три опытные машины: одна с двигателем "Майбах" HL234 мощностью 850 л.c., другая с дизелем "Зиммеринг" Sla16 мощностью 720 л. с. и третья с двигателем MAN/Argus LD220 мощностью 700 л. с.

В конце 1944 года фирма "MAN" получила заказ на строительство двух танков "Пантера"II. Первый прототип был готов в 1945 году однако он имел стандартную башню, которой оснащались предыдущие модификации "Пантеры". В ходовой части были использованы опорные катки и ведущие колеса, применявшиеся на "Тиграх" II.

Средний танк ПАНТЕРА (Т-V)
В 1943 году на базе стандартного танка PzKpfw V "Пантера" Ausf.D строились танки с дополнительной радиостанцией - танки управления. В зависимости от типа радиостанции они производились в двух версиях Машины Sd.Kfz.267 оснащались радиостанциями FuG5 и FuG7 и служили для связи на уровне батальона и роты, тогда как на машины Sd.Kfz.268 ставились рации FuG5 и FuG8 для обеспечения связи с полком и дивизией. Экипаж танка управления состоял из командира, механика-водителя, "офицера связи", который выполнял также обязанности стрелка, и двух радистов, выполнявших функции наводчика и заряжающего. Однако чаще всего дополнительную радиостанцию обслуживал заряжающий. На танках управления пулемет MG-34 находился в башне, иным было размещение боеукладок, боекомплект для пушки сократился до 64 выстрелов на танках версии D и А и до 70 выстрелов на машинах версии G.

Другой специальной версией "Пантеры" была артиллерийская машина наблюдения. Она не имела пушки, но оснащалась деревянным макетом орудия KwK42, чтобы вводить в заблуждение противника. Пулемет MG-34 размещался в башне в стандартной шаровой установке. С 1943 года на базе "Пантер" версии D фирма "MAN" начала производство ремонтно-эвакуационных машин предназначавшихся для замены полугусеничных тягачей и тягачей на базе танков PzKpfw III которые не могли буксировать слишком тяжелые для них "Пантеры" и "Тигры". 1 марта 1944 года на полигоне Берке под Эйзенахом новый БРЭМ "Бергепантера" Sd.Kfz.179 был продемонстрирован генеральному инспектору танковых войск генерал-полковнику Гейнцу Гудериану, а 7 апреля Гитлер приказал выпускать ежемесячно по 20 машин. Однако в апреле удалось построить только 13 машин, в мае - 18, в июне - 20 а в июле - лишь 10. Планировалось строительство "Бергепантер" на базе танков "Пантера" версии F. БРЭМ "Бергепантера" использовались также в качестве транспортеров боеприпасов.

Танки "Пантера" в бою.

В степях Восточного фронта и в боях во Франции и Германии в 1944-1945 гг. "Пантера" отлично проявила себя, сражаясь с танковыми армиями союзников. Ее 75-мм пушка длиной ствола в 70 калибров обладала гигантской ударной силой, а наклонная броня обеспечивала надежной защитой в любом бою. Большинство экспертов по танковой технике согласны в том, что "Пантера" была лучшим танком Второй мировой войны, правда, с двумя важными оговорками: во-первых, она страдала от постоянных технических проблем и поломок, и это сказывалась на ее боевой эффективности, во-вторых, как уже отмечалось выше, германская военная промышленность не была в состоянии выпускать "Пантеру" в достаточном количестве, чтобы она могла изменить ход войны. Стратегические бомбардировки союзной авиации в сочетании с граничащим с одержимостью нежеланием немцев пойти на малейшие жертвы качества в обмен на рост количества привели к тому, что объем производства был низок. Омраченный постоянными поломками двигателя временной отрезок участия немногочисленных "Пантер" в боевых действиях был короток. Они появились на фронте в июле 1943-го и воевали до окончания войны в мае 1945 г. Первые бои с участием "Пантер" прошли на Восточном фронте, где она участвовала в самых ожесточенных сражениях.

Средний танк ПАНТЕРА (Т-V)
Танки "Пантера" и подготовка к битве под Курском

Работа над "Пантерой" была завершена в конце 1942 года, а ее боевое крещение состоялось во время операции "Цитадель" летом 1943 года. Под этим названием скрывалось летнее наступление немцев, целью которого было уничтожение выступа, который образовала линия фронта в районе Курска - важного железнодорожного узла в 805 км южнее Москвы. Этот выступ глубоко вдавался в линию обороны немцев. Он образовался в результате боев зимы 1942/43 г. и имел ширину 190 км и глубину 120,7 км. Замысел немцев заключался в том, что в результате сходящихся ударов по южному и северному фасам выступа советские войска будут отрезаны и уничтожены, а одержанная победа послужит трамплином для последующих наступательных операций. Естественно, для проведения такой операции немецкая армия нуждалась в большом количестве танковых соединений, усердно воссоздаваемых после поражения под Сталинградом.

В феврале 1943 года Гудериан опять был направлен на Восточный фронт. Он получил должность генерала-инспектора танковых войск и был намерен создать полностью экипированные танковые дивизии. К 1944 году Гудериан рассчитывал иметь дивизии, способные осуществлять крупномасштабные операции. Каждая дивизия должна была иметь 400 танков и полноценные части поддержки. Он настаивал на том, что лучше иметь несколько мощных дивизий, чем много слабых. Он был убежден также в том, что Германия должна в конечном счете получить крупные танковые армии, способные побеждать русских, которые получали вооружения с заводов, расположенных восточнее Уральских гор.

Гудериан считал, что война продлится долго. В этой связи он настаивал на необходимости повысить надежность боевых машин и увеличении объема производства "Пантер" и "Тигров", но не за счет уменьшения выпуска PzKpfw IV - "рабочей лошади" Вермахта. Поэтому Гудериан не особенно поддерживал идею Курской операции, предпочитая отложить наступление на 1944 год. Однако Гитлер проигнорировал опасения Гудериана о невосполнимых потерях живой силы и техники, которые армия понесет в наступлении, и приказал начать подготовку к операции "Цитадель". Затем он опять вмешался, настаивая на том, что армия должна иметь больше "Пантер", из-за чего начало операции пришлось отложить. Это было худшее, что Гитлер мог придумать. К июлю 1943 года, когда должно было начаться наступление на Курск, из-за переносов элемент внезапности был утерян, и немцы были вынуждены наступать там, где этого хотел противник, где его оборона была хорошо подготовлена, а наступавшие не имели пространства для маневра. При этом задержки все равно не позволили немцам подготовить и доставить на фронт достаточное количество "Пантер" и других танков, да и фирмы-производители не имели достаточно времени для устранения неизбежных для новой машины недостатков. Те танки, которые прибыли на фронт, часто были небоеспособны.


Видео о среднем танке ПАНТЕРА



Смотрите также:



Оставлено 11 декабря 2013 17:28    |  Цитата Жалоба
Оружейная коллекция пополняется достойной информацией.


Оставлено 12 декабря 2013 11:45    |  Цитата Жалоба
Цитата: burmingem
Оружейная коллекция пополняется достойной информацией.

Так точно! =)


Оставлено 12 декабря 2013 17:00    |  Цитата Жалоба
А с оружейной тематикой не останавливайтесь, если есть возможность-пополняйте ее. Дело в том, что подобную подборку технических данных,иллюстраций,фильмов и статей(очень грамотных и информативных),объединенных в одно целое,трудно встретить.


Оставлено 16 декабря 2013 09:21    |  Цитата Жалоба
Цитата: burmingem
А с оружейной тематикой не останавливайтесь, если есть возможность-пополняйте ее. Дело в том, что подобную подборку технических данных,иллюстраций,фильмов и статей(очень грамотных и информативных),объединенных в одно целое,трудно встретить.


Обязательно будет пополняться.

Добавление комментария

Ваше Имя:  
Ваш E-Mail:  
Полужирный Наклонный текст Подчёркнутый текст Зачёркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
 
Введите два слова,
показанных на изображении:*

 

Важно знать!
Если фильм не идёт:
скорей всего нужно установить приложения:
            Flash player               Opera
Если фильм тормозит: поставьте его в ходе
показа не надолго на паузу

O nas
RSS kanal
Апрель 2017 (1)
Март 2017 (26)
Февраль 2017 (5)
Январь 2017 (12)
Декабрь 2016 (2)
Сентябрь 2016 (4)
«    Июнь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930 
 
 


 
Популярное на сайте:
 

 
Новости
 


Последние комментарии:
  • Tankist 30.03.2017
    Птичья песня (2012)
    Tankist
    Исправим анотацию к фильму. Автор романа (в русском переводе - "И пели птицы"), по которому поставлен фильм - Себастьян Фолкс, Чарльз его второе имя, наше отчество. Очень известный английский писатель, на сайте есть экранизация еще одного романа Фолкса, "Шарлотта Грей", про разведчицу времен Второй мировой. Далее, герой никак не может воевать против французов, наоборот. И он не солдат, офицер, кажется, капитан.
    Фильм - достаточно упрощенный вариант романа, почти исключительно военные сцены. Снято соответствующе, но в книге все еще страшнее и гораздо сложнее. Для тех, кто до нее не дотянется, сообщаю, что после войны Стивен женился на Жанне, воспитал свою дочь, но прожил недолго, чуть больше сорока. В романе есть сцена, когда в 70-е годы его внучка находит в сундуке на чердаке все, что сохранилось от деда - форму, полевую сумку, записные книжки, несколько потускневших медалей. И начинает разбираться - что за человек он был, чем жил, как воевал. Так что историю ...
  • Olaf25 29.03.2017
    Битва за Россию (1943)
    Olaf25
    Первый план войны с СССР США примут уже в 1945-м. В 1949 г. появится план "Дропшот", содержание которого - атомная бомбардировка СССР.
    Быстро наши союзнички забыли про общее славное прошлое, а сегодня что им не покажи, толку не будет, с этим я согласен полностью.
  • Tankist 29.03.2017
    Лучшие годы нашей жизни (1946)
    Tankist
    Кто же не знает, что Голливуд и реальная жизнь - две параллельные Вселенные, особенно в послевоенное время. Вдобавок перед нами не столько рассказ о социальных проблемах, сколько старая добрая мелодрама со свадьбой и поцелуями в конце. Нам сейчас трудно понять, что обеспечило этому фильму кучу "Оскаров" и довольно эффектный в денежном выражении прокат. Для этого, видимо, надо было жить в Америке 1946 года.
    Но посмотреть стоит. Хотя бы ради того, чтобы увидеть сытые и процветающие США, разбогатевшие на Второй мировой настолько, что главной проблемой стало прогрессирующее ожирение населения. Все тяготы войны для одного из персонажей фильма заключались в том, что трудно было с гаванскими сигарами, но сейчас это, слава Богу,позади. Посмотрите внимательно всю этнографию - улицы, интерьеры домов, магазинов, обратите внимание на сцену танцев в кафе. И сравните, скажем, с "Дымом Отечества" Симонова, в котором изображен послевоенный Смоленск. Нам бы тогда их проблем ...
  • Tankist 28.03.2017
    Битва за Россию (1943)
    Tankist
    Образец военной пропаганды США 1943 года. С задачей рассказать парням из Оклахомы или Техаса о том, кто такие русские и как они громят фашистов, авторы фильма справились отлично. В фильме нет никакого упоминания о социализме или коммунизме, зато прямо сказано, что русские - народ со стальной волей, которых победить невозможно. Тон фильма если не восторженный, то максимально доброжелательный. Почти нет глупых ошибок, если не считать утверждения, что народы Кавказа живут по законам мафии, якуты - в горах Урала, а Сталинград - главный морской порт России. Подробно рассказывается о разгроме фашистов под Москвой, блокаде Ленинграда и победе в Сталинграде. Ничего нового для нас из фильма узнать, разумеется, невозможно, но дух союзничества с СССР налицо. Хорошо бы Трампу посмотреть этот фильм, да и Маккейну не мешало бы, может кое-что и поняли бы, хотя и сомнительно.
  • Olaf25 24.03.2017
    Трон в крови, или Паучий замок (1957)
    Olaf25
    Если не убоитесь самурайского рыка и диких гримас Тосиро Мифунэ, то вас ждет приятный сюрприз - это, оказывается, японский вариант "Макбета", весьма оригинальный и интересный.
    Пятнадцать самураев на сундук мертвеца, йо-хо-хо и ведерко саке!
  • Olaf25 23.03.2017
    Как Черчилль продал Польшу (2011)
    Olaf25
    Суть польского фильма о гибели Владислава Сикорского можно свести к выражению "Дело ясное, что дело темное". Может быть, его и убрали, а, может быть, сам разбился. Авторы фильма допускают уже совершенно фантастическое допущение - Сталин заказал Сикорского, а Черчилль его убрал. Доказательств, разумеется, ни малейших. Явный бред, если вспомнить о взаимоотношениях того и другого. Я лично готов выдвинуть версию нисколько не хуже польской.
    А именно - Сикорского угробил собственный пилот. Потому что есть такая национальная традиция в Польше - ухайдакать по дурости собственного премьера, а потом свалить все на русских, что повторилось совсем недавно. Слава Богу, Черчилль давно помер, а то опять бы остался виноват.

Кто онлайн:
all-user Сейчас в штабе: 8
anonim-user Духов: 7

user Солдаты: 
- отсутствуют

anonim Духи: 


robots Шпионы: 


 last-user Последние: 
Kot


Цитаты о войне:


«Победа любит осторожность» — Латинская пословица



» » Средний танк ПАНТЕРА (Т-V)