Военные фильмы онлайн

   
   
 

Тяжелый танк ТИГР (Т-VI)
Ваша оценка:
     Просмотров: 14 265 /  Комментариев: 2
Тяжелый танк ТИГР (Т-VI)
....................................................................................

Танк «Тигр» разработан фирмой «Хеншель» в 1942 году и выпускался серийно с августа 1942 года до августа 1944 года. Танк имел сварной корпус коробчатого сечения с вертикальным расположением лобовых и бортовых листов толщиной 80-мм-100-мм. В передней его части находилось отделение управления, в котором размещались механик-водитель и стрелок-радист, здесь же были смонтированы механизмы силовой передачи. Боевое отделение с массивной цилиндрической башней располагалось посередине танка. В башне монтировалась мощная полуавтоматическая зенитная пушка калибра 88-мм и с длиной ствола 56 калибров. Бронебойный снаряд этой пушки с дистанции 1000 м пробивал броню 115-мм, а подкалиберный с дистанции 500 м — 180-мм.

Двенадцатицилиндровый V-образный двигатель жидкостного охлаждения располагался в задней части корпуса. Ходовая часть имела катки большого диаметра, располагавшиеся в шахматном порядке. Для повышения проходимости была использована гусеничная лента шириной 72 см. При этом для обеспечения перевозки танка по железной дороге эту ленту следовало менять на более узкую. Танк «Тигр» получился очень тяжелым, с большим удельным давлением на грунт и, соответственно, с низкой проходимостью. В его конструкции имели место технические дефекты. Первое использование танков — в сентябре 1942 г. и в январе 1943 г. на Волховском фронте было неудачным: несколько танков было подбито, один захвачен и подвергнут тщательному изучению. Следствием этого стало ускорение создания танков ИС-2 и Т-34-85, а также разработка методов борьбы с новым танком. Танк поступал на вооружение отдельных тяжелых танковых батальонов и танковых дивизий.
Тяжелый танк ТИГР (Т-VI)
....................................................................................

Танк «Тигр».
История создания и модернизация


Начиная с 1937 года немецкии генеральный штаб требовал более тяжелый и мощный танк, чем строившиеся тогда серийные PzKpfw III и IV. Его боевая масса должна была быть не меньше 30 т, и ему отводилась роль танка прорыва. Но с разработкой новой машины не торопились. Однако в 1940 году стало ясно, что PzKpfw III и IV не в состоянии справиться с толстой броней французских и английских танков. Еще более неприятный сюрприз преподнесли вермахту через год советские Т-34 и КВ. В сложившейся ситуации был объявлен конкурс на тяжелый танк, вооруженный мощной 88-мм пушкой с высокой начальной скоростью снаряда. Орудие должно было устанавливаться в башне кругового вращения.
Тяжелый танк ТИГР (Т-VI)
....................................................................................

Первые танки «Тигр» имели на корпусе мортирки для выстреливания противопехотных мин типа «S» и на башне — дымовые гранатометы NbK39. На танках более позднего выпуска одна фара устанавливалась в передней части корпуса между смотровым прибором механика-водителя и пулеметом. Танки раннего выпуска оснащались бинокулярным телескопическим прицелом TZF9с, тогда как на более поздние устанавливался монокулярный прицел TZF9E. 495 первых «Тигров» оборудовались также так называемыми воздушными трубами, которые позволяли преодолевать по дну водные преграды глубиной до 4 метров.
Тяжелый танк ТИГР (Т-VI)
....................................................................................

Одним из наиболее существенных изменений было использование на последних 800 «Тиграх» стальных опорных катков. Танки, которые эксплуатировались в условиях бездорожья, имели воздушные фильтры типа «Фейфель». На «Тиграх» применялись гусеницы двух типов — транспортировочные с траками шириной 520-мм и боевые с траками шириной 725-мм. Использование двух типов гусениц было связано с тем, что «Тигр» не вписывался по ширине в габариты железнодорожного вагона. Перед погрузкой на платформу с танка снимали один ряд опорных катков и «обували» его в другие более узкие, гусеницы.
Тяжелый танк ТИГР (Т-VI)
....................................................................................

На первых 250 танках в качестве силовой установки применялись двигатели «Майбах» HL210Р30 мощностью 650 л. с. Остальные машины оснащались 700-сильными двигателями «Майбах» HL230Р45. И те и другие силовые установки представляли собой 12-цилиндровые V-образные рядные карбюраторные моторы жидкостного охлаждения.
Танки, которые выпускались с середины 1943 года, покрывались циммеритом и имели дополнительный перископ заряжающего. Остальные машины отличались видоизмененным дульным тормозом 88-мм пушки KwK 36 L/56. На башне и корпусе были предусмотрены крепления для дополнительных гусеничных траков.
Тяжелый танк ТИГР (Т-VI)
....................................................................................

В 1942 году фирма «Рейнметалл-Борзинг» разработала новый тип башни с 75-мм пушкой KwK 42 L/70. Готовилось также перевооружение «Тигров» 88-мм пушкой KwK43 L/71.
В момент своего появления и на протяжении еще некоторого времени «Тигр» был самым мощным танком мира. Его 88-мм пушка с боекомплектом из 92 выстрелов, не имела себе равных, а лобовую броню не мог пробить ни один снаряд. Эти качества «Тигра» вынудили союзников разработать особую тактику борьбы с ним.
Тяжелый танк ТИГР (Т-VI)
......................................................................................................................

Однако, в ряде случаев немцы так неудачно использовали его, что танк не мог проявить всех своих возможностей. Тем не менее, союзникам не понадобилось слишком много времени, чтобы понять, какую опасность представляет «Тигр» на поле боя. Гитлер проявлял к этому танку особый интерес и прикладывал немало усилий, чтобы поскорее ввести его в строй.

Корпус танка «Тигр“ имел довольно простые очертания и выполнялся из катаной стали. Отсутствие углов рационального наклона брони компенсировалось ее толщиной: лобовая броня — 100-мм, бортовая — 80-мм, верх корпуса — 26-мм. Толщина маски достигала 110-мм, и она служила противовесом длинному орудийному стволу танка. Вращение башни обеспечивалось гидравлическим приводом который приводился в действие от коробки передач. Таким образом, когда двигатель танка не работал, вращение башни осуществлялось вручную.
Тяжелый танк ТИГР (Т-VI)
....................................................................................

Тигр» был первым немецким танком с ходовой частью, в которой опорные катки устанавливались в шахматном порядке. Эта система с торсионной подвеской обеспечивала плавный ход машины и относительное удобство экипажа. Однако при эксплуатации танков на Восточном фронте в зимнее время между катками набивались грязь и снег, которые замерзали за ночь и к утру блокировали ходовую часть «Тигров».
Тактико-технические характеристики танка Рz.Крfw.VI (E)
«Тигр» позднего периода выпуска

Боевая масса, кг: …57000
Длина, м: …8.45
Ширина, м: …3.4-3.7
Высота, м: …2.85
Экипаж, чел.: …5
Двигатель: …Maybach HL 230Р45
Мощность, л.с.: …700
Максимальная скорость, км/ч:
по шоссе…38
по грунтовой дороге…10-20
Запас хода по шоссе, км: …140
Запас топлива, л: …534
Расход топлива на 100 км, л:
по шоссе …270
по грунтовой дороге…480
Вооружение:
пушка …88-мм КwK 36 L/56
пулеметы …3×7.92-мм МG34
Боекомплект, шт.:
снарядов…92
патронов…5700
Броневая защита
(толщина/угол наклона), мм/град:
Корпус
лоб (верх)…100/10
лоб (низ)…100/24 борт…80/0
корма…80/8
крыша…25
днище…25
Башня
лоб…100/8 борт…80/0
крыша…25 маска пушки …100-110/0


В 1943 году на базе стандартного «Тигра» был разработан танк управления. Он имел уменьшенный боекомплект — вместо ликвидированнои боеукладки устанавливалась дополнительная радиостанция. Демонтировался также спаренный с пушкой пулемет MG-34. На корпусе танка управления устаналивапись две штыревые антенны. Всего было построено 84 танка этого типа.Танки PzKpfw VI Sd Kfz 181 Ausf. E «Тигр”, весна 1945 года

Небольшое количество танков PzKpfw VI „Тигр“ Ausf. Н1 (Е) было переоборудовано в ремонтно-эвакуационные машины. В 1945 году планировалось переоборудовать некоторое количество „Тигров“ в огнеметные танки. На машинах „Фламмтигр“ огнемет устанавливался вместо курсового пулемета MG-34 калибра 7,92-мм.

Экспорт танков „Тигр“ в третьи страны был незначительным, и, прежде всего, по той причине, что его производство не покрывало собственные нужды Германии. Тем не менее, летом 1943 года 2-3 „Тигра“ получили итальянцы, но после капитуляции Италии немцы забрали танки обратно. Летом 1944 года три «Тигра» получила венгерская армия. Один танк закупила Япония. В разобранном виде его должны были доставить в Страну восходящего солнца на борту океанской подводной лодки.
Всего было выпущено 1354 танка типа PzKpfw VI «Тигр» Ausf. Н1 (Е).

Компоновка
танка Pz.Kpfw.VI «Тигр» представляла собой классический вариант с передним расположением трансмиссии. В передней части находилось отделение управления. В нем размещались коробка передач, механизм поворота, органы управления, радиостанция, курсовой пулемет, часть боекомплекта и рабочие места механика-водителя (слева) и стрелка-радиста (справа).
Тяжелый танк ТИГР (Т-VI)
....................................................................................

Боевое отделение занимало среднюю часть танка. В башне устанавливались пушка и спаренный пулемет, приборы наблюдения и прицеливания, механизмы наводки и сиденья командира танка, наводчика и заряжающего. В корпусе в нишах, по стенкам и под поликом башни размещался боекомплект. На днище танка — гидропривод поворота башни. В моторном отделении располагался двигатель и все его системы, а также топливные баки. Моторное отделение отделялось от боевого перегородкой.
Корпус танка собирался из броневых листов, соединенных в шип и сваренных двойным швом. Броня — катаная, хромомолибденовая, с поверхностной цементацией. Лобовой лист подбашенной коробки располагался под углом 8° к вертикали, верхний лобовой лист корпуса — под углом 77°, нижний — под углом 27°. Бортовые листы — вертикальные, кормовой лист наклонен под углом 8°.
Тяжелый танк ТИГР (Т-VI)
....................................................................................

В передней части крыши подбашенной коробки имелись люки-лазы механика-водителя и стрелка-радиста. Люки закрывались круглыми крышками, откидывающимися на петлях. В каждой крышке был смонтирован перископический прибор наблюдения. Между люками имелось вентиляционное отверстие, прикрытое броневым колпаком.

Компоновка танка «Тигр».
Тяжелый танк ТИГР (Т-VI)
....................................................................................

Кормовая часть корпуса делилась на три отсека внутренними водонепроницаемыми перегородками. Два крайних отсека при преодолении водных преград вброд могли заливаться водой; центральный, в котором располагался двигатель, был герметичным. Крайние отсеки закрывались сверху массивными литыми решетками. Две передние решетки служили для притока воздуха, охлаждающего радиаторы, а задние — для его отвода.
Надмоторная часть закрывалась крышкой с вентиляционным отверстием, прикрытым броневым колпаком. В днище танка были предусмотрены люки для доступа к генератору и топливному насосу, к спускным кранам систем питания, охлаждения и смазки двигателя и спускной пробке картера коробки передач.
Тяжелый танк ТИГР (Т-VI)
....................................................................................

Башня подковообразной формы — сварная, с соединением листов в шип и вертикальными стенками, выполняв шимися из цельного гнутого листа. В передней части башни в литой маске устанавливались пушка, спаренный пулемет и прицел. Башня приводилась во вращение гидравлическим поворотным механизмом мощностью 4 кВт. Скорость поворота зависела от частоты вращения коленчатого вала. Отбор мощности производился от коробки передач с помощью специального карданного вала. При 1500 об/мин коленчатого вала поворот башни на 360° осуществлялся за 1 мин. При неработающем двигателе башню поворачивали вручную. Башня, вследствие большого вылета пушки и тяжелой броневой маски, была неуравновешена, что делало невозможным ее поворот вручную при крене в 5°. На ее крыше устанавливалась командирская башенка с шестью, а затем с семью смотровыми приборами. После внедрения башни с командирской башенкой нового типа длина с пушкой вперед составила 8455-мм, а высота — 2885-мм.
Тяжелый танк ТИГР (Т-VI)
....................................................................................

Вооружение.
Основное вооружение «Тигра» — пушка 8,8 cm KwK 36 калибра 88-мм, производившаяся заводом Wolf в Магдебурге. Ствол пушки имел длину 56 калибров — 4928-мм; вместе с дульным тормозом — 5316-мм. Масса пушки- 1310 кг. Вертикальная наводка — в пределах от — 6,5° до +17°. Предельная длина отката — 580-мм. Пушка уравновешивалась с помощью специального гидравлического устройства, расположенного под ее казенной частью. Боекомплект пушки состоял из 92 выстрелов, пулеметов — из 5100 патронов.Тип снаряда PzGp
(бронебойный) РzGr 40
(подкалиберный) HiGr
Масса снаряда, кг 10,16 7,5 7,65
Начальная скорость, м/с 810 930 600
Бронепробиваемость, мм при угле встречии 0° на дистанции, м:
500 111 156 90
1000 100 140 90
1500 92 125 90
2000 84 110 90


С пушкой был спарен 7,92-мм пулемет MG-34. Курсовой пулемет размещался в лобовом листе подбашенной коробки в шаровой установке. На командирской башенке позднего типа на специальном устройстве Fliegerbeschutzgerat 42 можно было установить зенитный пулемет MG-34.
Номенклатура орудий
Во время Второй мировой войны немцы пользовались для обозначении калибра стрелкового оружия — пистолетов, винтовок и пулеметов — миллиметровой шкалой: например, 9-мм или 7,92-мм. К оружию более крупного калибра — пушки и минометы — применялась сантиметровая система обозначения — 7,5 см или, например, 8,8 см, тогда как в других странах — американская 75-мм МЗ или русские 76,2-мм пушки — использовались миллиметры. Однако у британцев в том, что касается танковых и противотанковых орудий (как и некоторых артиллерийских стволов), за основу бралась масса отправляемого к цели снаряда в фунтах. Так, были, скажем, 2-, 6-и и 17-фунтовки, вместе с тем позднее возникла тенденция к маркировка по диаметру канала ствола в дюймах или же в миллиметрах.

Термин «калибр» относится к стволу обычно (но не всегда и не везде) за минусом нарезки. Так, мы обозначаем средний пулемет калибра 7,92-мм МG-34 или пистолет Браунинга GР35 с 9-мм калибром «парабеллум». (Боеприпасы для стрелкового оружия обычно определяются не только калибром, но и длиной патрона — например 7,92-мм х 57; или за счет дополнительного обозначения путем применения имени собственного, как те же «парабеллум» или АСР; существует много вариаций в рамках одного и того же калибра.)

В том, что касается стрелкового оружия, термин «калибр» однозначен и не имеет другого значения. В области же артиллерии — включая танковые и даже морские орудия — калибр служит еще и для измерения длины ствола пушки или гаубицы. (Американцы измеряют длину от тыльной части зарядной каморы до выхода из дула; немцы — от тыльной части затвора и до края ствола. В случае применения дульного тормоза таковой не учитывается в длине и в том, и в другом варианте.) Таким образом, пушка в 56 калибров (часто обозначаемая просто L/56) имеет ствол в 56 раз длиннее номинального значения его ширины. Применительно к 8,8-см пушке КwК 36L/56 это означает, что общая длина ствола (включая затвор) равна: 56×8,8-см, или 4,93 м.

Боеприпасы винтовочного и пулеметного калибра существовали и существуют во многих видах, включая зажигательные и разрывные, хотя наиболее привычны пули в оболочке с твердым наконечником (JНР), в оболочке с мягким наконечником трассирующие и бронебойные (АР). Боеприпасы для противотанковых пушек и для собственно главного вооружения боевых бронированных машин представлены более широким ассортиментом. 8,8-см орудия «Тигров» стреляли боеприпасами следующих типов: бронебойными (АР), фугасными (НЕ) и кумулятивно-противотанковыми (НЕАТ). Самым распространенным из вариантов АР выступал Pzgr.39, представлявший собой 10,2-кг бронебойный снаряд с защитным и баллистическим колпачками и с взрывчатым веществом внутри, покидавший ствол КwK36 со скоростью 773 м/с.

Выстрелы и снаряды АР обычно составляли до 50 процентов боеукладки «Тигра», остальная часть приходилась на фугасы, применявшиеся против небронированной техники и скоплений живой силы. Кумулятивный снаряд Gr.39HL, менее эффективный на малых расстояниях, но сохранявший высокие характеристики бронепробиваемости на больших дистанциях в виду его независимости от кинетической энергии, иногда вытеснял из боезапаса некоторый процент фугасов, хотя огонь им отличался меньшей меткостью, Pzgr.39 АРСВС обладал способностью пробить 120-мм броневой лист при угле встречи в 30 градусов на расстоянии 1000 м.


Вероятность поражения цели 88-мм пушкой KwK 36Дистаниция, м PzGr 39 PzGr 40 HiGr
500 100 100 100
1000 100 99 94
1500 98 89 72
2000 87 71 52
2500 71 55
3000 53


Танки «Тигр» первоначально оснащались бинокулярным телескопическим-ломающимся прицелом TZF 9а, а затем монокулярным TZF 9b. При изменении вертикального угла наведения вооружения изменялось и положение объективной части прицелов, окулярная же часть оставалась неподвижной, что обеспечивало работу с вооружением во всем диапазоне вертикального угла наведения без изменения положения наводчика. Эти прицелы имели 2,5-кратное увеличение и поле зрения 23°. Курсовой пулемет MG-34 имел 1,8-кратный телескопический прицел KZF 2.

Боеукладка.
«Тигр» обеспечивал возможность для хранения в нем 92 артиллерийских выстрелов калибра 88-мм, уложенных в 10 ящиках-держателях, или «чемоданах», в каждом из которых, в зависимости от места нахождения, помещалось 16, 6 или 4 выстрела. Во всех держателях выстрелы лежали горизонтально по оси. Готовый боезапас — 64 выстрела — хранился в четырех держателях по бортам корпуса; еще 16 находились в четырех ящиках на полу корпуса, куда также имелся доступ у заряжающего, но значительно более затрудненный, чем в случае с боеприпасами на бортах корпуса. И наконец, 12 выстрелов, которые преимущественно использовались для пополнения опустевших «чемоданов», лежали — шесть за местом механика-водителя и шесть под поворотной платформой башни. Последние оставались вне досягаемости, когда танк действовал в бою, но те шесть выстрелов, что хранились около сиденья механика-водителя, были доступны в случае, если пушка смотрела строго прямо вперед. При полных «чемоданах» боеприпасов в распоряжении заряжающего находилось не более 20 выстрелов, независимо от положения башни по отношению к корпусу. Само по себе заряжение представляло довольно нехитрое занятие, однако оно становилось все более трудным по мере того, как таяли боеприпасы, и заряжающему приходилось тянуться все дальше за новыми выстрелами; процесс еще осложнялся конструкцией лотков, в которых лежали выстрелы. Необходимо помнить, что целиком Рzgr.39 весил несколько больше 16 кг. В среднем на заряжание пушки уходило 6,4 секунды.
Тяжелый танк ТИГР (Т-VI)
....................................................................................

В полевых условиях «Тигры» снабжались также двумя, а иногда и четырьмя дополнительными ящиками, каждый из которых содержал семь выстрелов, что увеличивало емкость боеукладки до 106 или 120 выстрелов. Точно не установлено, производилась ли эта модернизация на батальонном уровне по собственной инициативе экипажей или же на то поступали какие-то распоряжения из Германии. Предпочтительным считалось распределение 50×50 — половина бронебойных выстрелов и половина фугасов. Рzgr.40 с вольфрамовым сердечником выдавались очень ограниченно из расчета от четырех до шести единиц на танк, и когда это делалось, подразумевалось резервирование их для особо трудных целей.

Двигатель и трансмиссия.
На танке устанавливались двигатели Maybach HL210P30 или Maybach HL230P45 (с 251-й машины). Двигатели 12-цилиндровые, V-образные (развал цилиндров — 60°), карбюраторные, четырехтактные мощностью 650 л.с. и 700 л.с. при 3000 об/мин соответственно. Диаметр цилиндра 125-мм и 130-мм. Ход поршня 145-мм. Степень сжатия 7 (HL 210P30) и 6,8 (HL 230P45). Рабочий объем 21 353 см2 и 23 095 см2. Сухая масса двигателей 1200-1300 кг. Следует подчеркнуть, что двигатель HL230P45 был практически идентичен двигателю HL 230РЗО танка «Пантера». Для повышения жесткости картер этого двигателя был выполнен из серого чугуна без разъема в плоскости коленчатого вала, то есть имел так называемую «туннельную» конструкцию.

Топливо-этилированный бензин с октановым числом не ниже 74. Емкость четырех бензобаков 534 л. Расход топлива на 100 км при движении по шоссе — 270 л, по бездорожью — 480 л. Подача топлива принудительная, с помощью четырех топливных насосов Solex. Карбюраторов — четыре, марки Solex 52FFJIID.

Система охлаждения — жидкостная, с двумя радиаторами. По обеим сторонам двигателя располагались сдвоенные вентиляторы. В связи с изоляцией моторного отсека от воздухопритоков системы охлаждения на обоих двигателях был применен специальный обдув выхлопных коллекторов и генератора.

Для ускорения прогрева охлаждающей жидкости в процессе запуска двигателя в холодное время года была предусмотрена возможность установки термостатов с обратным перепуском через закороченный контур.

Трансмиссия состояла из карданной передачи, коробки передач со встроенным главным фрикционом, механизма поворота, бортовых передач и дисковых тормозов.
Тяжелый танк ТИГР (Т-VI)
....................................................................................

Коробка передач Maybach OLVAR OG (B) 40 12 16А продукции завода Zahnradfabrik в Фридрихсхафене — безвальная, с продольным расположением осей, восьмиступенчатая, с постоянным зацеплением шестерен, с центральным синхронизатором и индивидуальными тормозами, с полуавтоматическим управлением. Коробка обеспечивала 8 передач вперед и 4 назад. Ее особенностью являлось отсутствие общих валов для нескольких шестерен, каждая шестерня монтировалась на отдельных подшипниках. Коробка снабжалась автоматическим гидравлическим сервоприводом. Для переключения передач было достаточно перевести рычажок, не выжимая педали главного фрикциона. Сервопривод автоматически, без участия водителя, выключал главный фрикцион и ранее включенную передачу, производил синхронизацию угловых скоростей включаемых зубчатых муфт, включал новую передачу, а затем плавно включал и главный фрикцион.

В случае порчи гидравлической аппаратуры переключение шестерен и выключение главного фрикциона можно было производить механическим путем. Система смазки шестерен — струйная, с подачей масла в место зацепления при сухом картере.

Картер коробки передач центрировался и жестко соединялся с картером механизма поворота, образуя двухпоточный механизм передач и поворота. Последний крепился в носовой части корпуса танка, причем в расточку передней части картера запрессовывалось резиновое кольцо опорной балки, жестко закрепленной в броневом корпусе.

Многодисковый главный фрикцион с трением рабочих поверхностей в масле был конструктивно встроен в коробку передач, так же как и стояночный тормоз.

Фрикционно-шестеренчатый механизм поворота с двойным подводом мощности обеспечивал танку по два фиксированных радиуса поворота на каждой передаче. При этом максимальный радиус составлял 165 м, минимальный — 3,44 м. Более крутые повороты при включенной передаче, в том числе вокруг отстающей гусеницы, трансмиссией танка не обеспечивались. При нейтральном положении коробки передач был возможен поворот вокруг центра тяжести танка движением забегающей гусеницы вперед и отстающей назад с радиусом В/2.

Бортовые передачи — двухрядные, комбинированные, с разгруженным ведомым валом. Механические дисковые тормоза были разработаны инженером Клауе и изготовлены фирмой Argus.
Тяжелый танк ТИГР (Т-VI)
....................................................................................

Ходовая часть
танка применительно к одному борту состояла из 24 опорных катков, расположенных в шахматном порядке в четыре ряда. Опорные катки размером 800×95-мм у первых 799 танков имели резиновые бандажи; у всех последующих — внутреннюю амортизацию и стальные бандажи. Конструкцию ходовой части разработал советник имперского управления вооружений инженер Г. Книпкамп — активный участник проектирования целого ряда германских бронированных машин.

Подвеска — индивидуальная, торсионная, одновальная. Балансиры передних и задних опорных катков снабжались гидравлическими амортизаторами, размещенными внутри корпуса. Ведущие колеса переднего расположения имели два съемных зубчатых венца по 20 зубьев каждый. Зацепление цевочное. Направляющие колеса-литые, с металлическими бандажами и кривошипным механизмом натяжения гусениц. Гусеницы стальные, мелкозвенчатые, из 96 двухгребневых траков каждая. Ширина гусеницы 725-мм, шаг трака 130-мм.

Электрооборудование.
Электрооборудование было выполнено по однопроводной схеме. Напряжение 12В. Источники: генератор Bosch GULN 1000/12-1000 мощностью 0,7 кВт, два аккумулятора Bosch емкостью 150 Ач. Потребители: электростартер Bosch BPD6/24 мощностью 4,4 кВт, система зажигания, башенный вентилятор, контрольные приборы, подсветка прицелов, приборы звуковой и световой сигнализации, аппаратура внутреннего и внешнего освещения, звуковой сигнал, спуски пушки и пулеметов.

Средства связи.
Все танки «Тигр» оснащались радиостанцией Fu5, имевшей дальность действия 6,4 км телефоном и 9,4 км телеграфом.

Специальное обрудование.
Система пожаротушения — автоматическая, с порогом срабатывания 120°С. Сигнализация была выведена на панель приборов механика-водителя.

Специально для танков «Тигр» была создана новая тактическая единица — тяжелый танковый батальон (schwere Panzerabteilung — sPzAbt), представлявший собой отдельную воинскую часть, которая могла действовать как самостоятельно, так и придаваться другим частям или соединениям вермахта.
Танки Pz. Kpfw. VI «Тигр» поступали на вооружение отдельных тяжелых танковых батальонов и танковых полков некоторых танковых дивизий. По нескольку экземпляров таких танков использовалось также в вооруженных силах Венгрии и Италии.

По состоянию на 1 марта 1945 г. фронтовые части вермахта и войск СС имели в своем составе 142 танка Pz. Kpfw. VI Ausf. E (включая 31 командирский танк). В армии резерва числились еще 43 машины, из них 5 — учебные.
Тяжелый танк ТИГР (Т-VI)
....................................................................................

Впервые «Тигры» приняли участие в боевых действиях под Ленинградом в конце 1942 года в составе 502-го тяжелого танкового батальона. Они шли малыми группами по неблагоприятной для танков местности, и результат боя оказался для «Тигров» весьма печальным. По странному стечению обстоятельств первый опыт применения «Тигров» больше всего напоминал знаменитый эпизод 15 сентября 1916 г., когда британское командование в сражении на реке Сомме впервые ввело в действие свои танки.
Тяжелый танк ТИГР (Т-VI)
....................................................................................

Трагическим началом своей боевой карьеры «Тигры» во многом обязаны лично Адольфу Гитлеру, который, не слушая никаких возражений, торопил введение новой техники в строй. В результате «Тигры» были использованы не только не вовремя, но и абсолютно бестолково — малыми группами, в абсолютно неблагоприятной для их веса местности. В своих воспоминаниях Гудериан с горечью и раздражением пишет о том, что Гитлер просто горел желанием поскорее испытать новое «чудо-оружие». В результате в конце 1942 г. на мощные «Тигры» была возложена совершенно второстепенная задача: в составе 502-го тяжелого танкового батальона начать небольшую атаку на труднопроходимом участке болотистой местности под Ленинградом.
Тяжелый танк ТИГР (Т-VI)
....................................................................................

29 августа 1942 г., в сопровождении техников и специалистов от фирмы-производителя («Хеншель и сын АГ») взвод «Тигров» из 1-й танковой роты 502-го батальона был отправлен на Восточный фронт. После прибытия на станцию Мга (юго-восточнее Ленинграда), танки немедленно перебросили на линию фронта. В 10.00 взвод прибыл в лес, в расположение батальона.

Около 11.00 поступил приказ готовиться к выступлению. Первым на своем командирском «Тигре» шел командир батальона, майор Рихард Мэркер, за ним следовал «Кюбельсваген» (немецкий аналог джипа, изготовленный фирмой Volkswagen) главного инженера Франке, представлявшего «Хеншель и сын АГ». Вскоре при поддержке пехоты танки достигли передовых позиций и начали обстрел обороняющихся советских войск. За короткое время им удалось отбросить русских и перейти в наступление. К сожалению для немцев, топкий болотистый грунт сковывал маневры тяжелых «Тигров». Воспользовавшись этим, русские открыли прицельный огонь по огромным мишеням.

Достигнув гребня холма, взвод разделился на две части и начал охват противника. «Кюбельсваген» попал под обстрел, а когда наконец сумел вырваться вперед, то сразу же столкнулся с неподвижным «Тигром». Причиной остановки оказалась неисправность в коробке передач. Как выяснилось, это было еще не самое страшное. Рядом стоял «Тигр» с заглохшим двигателем. Посовещавшись с механиком, Франке принял решение выйти из машины и пешком добираться до неисправного танка. После краткого осмотра выяснилось, что устранить неполадку на месте не представляется возможным, поэтому «Тигр» необходимо срочно эвакуировать в расположение ближайшей ремонтной роты. Когда инженеры достигли своего «Кюбельсвагена», к ним подъехал майор Мэркер и сообщил, что из строя вышел еще один танк. На этот раз вышло из строя рулевое управление.
Тяжелый танк ТИГР (Т-VI)
....................................................................................

Ночью все три танка были успешно отбуксированы в ремонтные мастерские, причем каждый «Тигр» пришлось тащить по болоту с помощью трех 18-тонных тягачей (вероятно FAMO SdKfz9). Что и говорить, ситуация была исключительно благоприятной для советских войск, однако русские не сумели вовремя оценить этого и позволили раненым, но уцелевшим «Тиграм» покинуть поле боя. В ремонтных мастерских из танков извлекли неисправные узлы и тут же отправили их самолетом в Германию, на завод-изготовитель, откуда незамедлительно были высланы новые детали. Работа кипела день и ночь, так что уже 15 сентября все «Тигры» вновь были в строю.

Однако настоящая катастрофа была еще впереди. Она была подготовлена решением немецкого командования задействовать «Тигры», вместе с небольшой группой «троек» в наступлении все той же 170-й пехотной дивизии на части советской второй ударной армии. Операция была намечена на 22 сентября, причем местность, выбранная для ее проведения, практически ничем не отличалось от той, на которой «Тигры» потерпели неудачу 29 августа. Протесты майора Мэркера, представившего командованию рапорт о невозможности использования тяжелых танков на заболоченных участках, были оставлены без внимания, поскольку план операции принадлежал лично фюреру.
Тяжелый танк ТИГР (Т-VI)
....................................................................................

22 сентября, после серии ударов с воздуха, началось сражение. Первый «Тигр» был остановлен на подступах к передовой. Хотя снаряд, угодивший в лобовую плиту, так и не смог пробить броню, двигатель танка от полученного удара заглох. После безуспешных попыток оживить его, экипаж принял решение покинуть танк и подорвать его, чтобы не доставался врагу.

Остальным трем танкам повезло чуть больше. С горем-пополам добравшись до передовой, они получили повреждения, а потом просто увязли в топкой болотистой жиже. Но и на этом их страдания не закончились. Впоследствии, после титанических усилий, два танка все же удалось вытащить из трясины. Улыбнулась удача и самому первому «Тигру», которого чудом спасли от полного выгорания. Вопреки опасениям экипажа, двигатель оказался исправным. Меньше всего повезло четвертому «Тигру». Он увяз так глубоко, что вытащить его не представлялось никакой возможности. Танкисты оказались в безвыходном положении. Они боялись оставлять танк врагу, но при этом еще больше боялись своими руками уничтожить драгоценную машину. Не в силах принять окончательное решение, они предпринимали отчаянные попытки спасти «Тигр». Ночью 24 сентября к танку подошла ремонтная рота. С неподвижного корпуса сняли все сколько-нибудь ценные компоненты, начинили остов взрывчаткой и подорвали.
Тяжелый танк ТИГР (Т-VI)
....................................................................................

Но и это еще не все. Гитлер, единолично принимавший решение об использовании новых машин на Волховском фронте, по своему обыкновению решил переложить ответственность за неудачу на исполнителей. Несчастный майор Мэркер был вызван в ставку, где разгневанный фюрер потребовал у него объяснений по поводу «бестолково проигранной операции». Напрасно несчастный служака пытался доказать, что причиной катастрофы стало применение тяжелых танков на абсолютно непригодной для этого местности. Гитлеру нужен был «козел отпущения», поэтому майор был снят с должности и с позором переведен командиром роты 31-го танкового полка 5-й танковой дивизии и вскоре после этого (2 февраля 1943 г.) погиб в бою. Так бесславно закончился первый боевой опыт «Тигров». Впоследствии Гудериан безжалостно и точно подвел итоги этой странице их истории: «Тяжелые непоправимые потери и рассекречивание нового боевого средства, которое в будущем уже нельзя было использовать внезапно, — таковы последствия такого применения новых танков».
Тяжелый танк ТИГР (Т-VI)
....................................................................................

К счастью, для вермахта, следующая oперация с использованием «Тигров» происходила в совершенно иных условиях. В своей фундаментальной монографии о «Тиграх» Брайан Перрст подробно останавливается на этом эпизоде. Он рассказывает, что 12 января 1943 г. 502-й тяжелый танковый батальон получил приказ оказать поддержку 96-й пехотной дивизии, попавшей под обстрел двух дюжин советских танков Т-34. «Ситуация складывалась критическая, поэтому четыре „Тигра“ под командованием обер-лейтенанта фон Гердштеля были срочно брошены на помощь. В пекле ожесточенного боя двенадцать советских танков были подбиты, а оставшиеся поспешно развернулись и на полном газу понеслись на исходные позиции».

В рапорте американского военного ведомства за номером 20-233, озаглавленном «German Defense Tactics against Russian Breakthroughs» («Оборонительная тактика немецких войск в условиях советского прорыва») и опубликованном в октябре 1951 г., в качестве иллюстрации приводится операция под Харьковом, состоявшаяся в марте 1943 г., то есть почти сразу же после того, как «Тигры» подбили двенадцать Т-34.

«В ходе этой операции немецким „Тиграм“ впервые удалось полностью разгромить группу русских Т-34. Обычно русские танки придерживались следующей тактики: находясь в засаде на безопасном расстоянии (порядка 1235 м), они терпеливо дожидались, когда немецкие машины так или иначе обнаружат свое присутствие. Так было и на этот раз, притаившиеся в засаде русские ждали, пока немцы выйдут из деревни, чтобы встретить их в ближнем бою, поскольку на дальнем расстоянии „Тигры“ представляли очень большую опасность. Кто бы мог предположить, что на этот раз многократно проверенная тактика окажется ошибочной. Вместо того чтобы выйти из деревни, немцы замаскировались на обоих окраинах и полностью использовали свое тактическое преимущество.

За считанные минуты „Тигры“ уничтожили 12 русских Т-34, а когда уцелевшие танки стали отступать, начали преследование и подбили еще 8 машин. Мощность бронебойных 88-мм снарядов оказалось столь высока, что от удара у русских танков срывало башни и отбрасывало их на несколько метров. Среди немецких солдат тут же родилась шутка, что „русские танки снимают шляпы перед „Тиграми“. Такой успех имел огромное воздействие на боевой дух немецкой армии“.
Тяжелый танк ТИГР (Т-VI)
....................................................................................

Генерал Гудериан был очень доволен долгожданной победой, достигнутой в результате грамотного использования новых танков. В распространенной в войсках листовке за его подписью звучат нескрываемая гордость и воодушевление: „Двумя пальцами вы можете управлять мощностью в 700 л.с., передвигать 60-тонную массу, идти со скоростью 45 км/ч по шоссе или со скоростью 20 км/ч по пересеченной местности, преодолевать водные препятствия на четырехметровой глубине… На южном участке Восточного фронта в одном, шестичасовом сражении „Тигр“ получил 227 попаданий из противотанковых орудий противника, не считая 14 попаданий 57-мм снарядов и 11 — 76,2-мм. При этом броня его осталась неповрежденной! Опорные катки разлетелись на куски, вылетели два торсиона, несколько противотанковых снарядов застряли в трансмиссии, три мины разорвались под гусеницами. И тем не менее после этого „Тигр“ прошел еще несколько километров по пересеченной местности. Танкисты! Вы можете уничтожить Т-34 с расстояния 800 м, но, чтобы добраться до вас, Т-34 понадобится приблизиться на все 500 м.“

Ситуация изменилась не впользу вермахта лишь с появлением у Красной Армии тяжелых танков ИС-2, но это произошло только в 1944 году, да и несмотря на мощь 122-мм танкового орудия скорострельность пушки ИС-2 была невысока из-за выстрелов раздельного заряжания, т.е. «Тигр» мог сделать в среднем три выстрела, тогда, как ИС -2 за это же время мог произвести лишь один, впрочем при попадании 122-мм снаряда в лобовую проекцию «Тигра» практически всегда она не выдерживала удара советского снаряда.
Тяжелый танк ТИГР (Т-VI)
....................................................................................

На северном фасе Курской дуги против нашего Центрального фронта действовал только один — 505-й тяжелый танковый батальон (45 танков «Тигр»). В 503-м тяжелом танковом батальоне к началу сражения имелось 42 «тигра». Батальон находился на южном фасе Курской дуги в составе 3-го танкового корпуса оперативной группы «Кемпф» и действовал в полосе обороны нашей 7-й гвардейской армии: его потери в этих боях составили, по немецким данным, четыре «тигра».

Что же касается сражения под Прохоровкой, то непосредственное участие в нем 11-12 июля 1943 года приняли «тигры» моторизованных дивизий СС «Лейбштандарт СС Адольф Гитлер», «Рейх» и «Мертвая голова» — всего 42 машины этого типа. Еще 15 «тиграми» располагала моторизованная дивизия «Великая Германия», наступавшая на Обояньском направлении.

В операции «Цитадель» приняли участие всего 144 тяжелых танка «Тигр», что составляет всего 7,6% от общего количества немецких танков, задействованных в наступлении под Курском. Существенного влияния на ход событий они оказать не могли, тем более что применялись достаточно разрозненно. Вместе с тем следует признать, что пропагандистская кампания, сопровождавшая их появление на фронте, определенного результата достигла. Сообщения об атакующих и подбитых «тиграх» часто поступали с участков фронта, где их не было и в помине. Во-первых, за «тигры» часто принимали танки других типов, в частности Т-4, с удлиненной пушкой и дополнительными броневыми экранами, а во-вторых, из-за так называемой «тигробоязни». Страх перед немецкими танками, сидевший в солдатах с 1941 — 1942 годов, оставался еще силен, а тут появился новый танк, почти неуязвимый для нашей артиллерии. Но, находясь в засаде, «Тигр» мог натворить немало бед своей длинноствольной 88-мм пушкой, снаряд которой пробивал броню толщинои 112-мм на расстоянии 450 м.

Так, например, в 1944 году во Франции один «Тигр» остановил продвижение целой дивизии, уничтожив из засады 25 танков союзников, прежде чем он был обнаружен и выведен из строя. Именно на «Тиграх» воевали самые результативные немецкие танкисты-асы — гауптштурмфюрер Виттман и лейтенант Белтер. Вдвоем они уничтожили 144 танка Красной Армии.
Тяжелый танк ТИГР (Т-VI)
....................................................................................

6 июня 1944 года 501-й батальон дислоцировался в Бове (Франция), когда состоялась высадка объединенных сил союзников — День «Д». На следующий же день начался марш батальона тяжелых танков СС с целью воссоединения с 1-ым танковым корпусом СС в Нормандии. Задача была не из легких. Самолеты союзников разрушили большую часть мостов к югу от Парижа и сделали продвижение в дневное время чрезвычайно опасным. После того как 2-я рота была захвачена врасплох на открытой местности неподалеку от Версаля и разгромлена самолетами-штурмовиками, 501-й батальон передвигался только ночами. «Острие» батальона — рота Виттмана прибыла в зону боевых действий в ночь с 12 на 13 июня и заняла замаскированные позиции к северо-востоку от Виллер-Бокажа на левом фланге тылов корпуса Дитриха.
Тяжелый танк ТИГР (Т-VI)
....................................................................................

Виттман намеревался посвятить следующий день ремонту танков, получивших повреждения в результате налётов бомбардировщиков. Однако англичане заставили его изменить планы. Утром 13 июня сильная боевая группа британской 7-й бронетанковой дивизии нащупала брешь в растянутой линии обороны немцев и, начав наступление вдоль всего левого фланга учебной дивизии СС, внедрилась в немецкий тыл, обойдя Виллер-Бокаж. Они, обогнув фланг 1-го танкового корпуса, направились к Кану — ключевой позиции вермахта в Нормандии и главному препятствию между войсками Монтгомери и Парижем. Они находились примерно в трех милях к востоку от Виллер-Бокажа, когда их обнаружил лейтенант Виттман, чье собственное положение было незавидным. В его распоряжении имелось всего лишь пять «Тигров», не пострадавших после тяжелого перехода. Остальные силы батальона все еще находились в некотором отдалении от него, а резервы учебной танковой дивизии и 1-го корпуса были брошены на сдерживание яростного натиска британцев на участках Тилльи и Кана. Другими словами, горстка танков Виттмана была единственной силой немцев, препятствующей войскам Монтгомери окружить большую часть корпуса СС и захватить Кан. СС принял решение немедленно атаковать. Это положило начало одному из самых выдающихся подвигов немецкой армии в Нормандской кампании.

Охранение колонны британцев, включавшей 22-ю бронетанковую бригаду и части 1-ой пехотной бригады, не ожидало встретить здесь сопротивление и ослабило бдительность. Виттман открыл огонь по первому британскому «Шерману» с расстояния 80 метров, мгновенно превратив его в груду горящих обломков. Всего лишь за несколько секунд он подбил еще три «Шермана» и на полной скорости врезался в колонну. Британцев охватил ужас, когда «Тигр» Виттмана раздавил их первую бронемашину. Многие английские солдаты выпрыгнули из своих бронемашин и пустились в бегство, Виттман приблизился к ним на расстояние 30 метров, остановился, выстрелил, посмотрел, как его цель разорвалась на тысячи осколков, после чего направился к своей следующей жертве.

Британский танк «Кромвелл» выстрелил в «Тигр» Виттмана из своего 75-миллиметрового орудия, но снаряд, не причинив ни малейшего вреда, отскочил от толстой брони немецкого танка-гиганта. Виттман навел на «Кромвеля» свое 88-миллиметровое орудие и поджег его. А экипаж Виттмана, тем временем поливал пулеметным огнем британских пехотинцев и машины, которые не удержали дистанцию и сбились в кучу. Легкие танки британского 8-го полка были атакованы четырьмя другими «Тиграми» роты Виттмана, и скоро еще сколько танков союзников были подожжены. Виттман разорвал клин вражеских войск и медленно продвигался по направлению к Виллер-Бокажу, уничтожив при этом еще несколько танков и бронемашин противника.
Тяжелый танк ТИГР (Т-VI)
На помощь Виттману подоспел гауптштурмфюрер Адольф Мёбиус из 501-го танкового батальона и со своими восьмью «Тиграми» присоединился к четырем виттмановским, после чего эсэсовские танки направились прямиком в Виллер-Бокаж. Ворвавшись в город, немцы вступили на его узких улочках в бой с британскими танками, противотанковым подразделением и пехотинцами. Выстрелами базук из окон и дверных проемов домов англичане подбили два «Тигра» и повредили остальные, но в ходе боя были полностью рассеяны. Был выведен из строя и «Тигр» Виттмана, на котором тот въехал в город с другой стороны. Преследуемый английскими пехотинцами Виттман смог присоединиться к Мёбиусу, но был вынужден оставить свой танк и направился на север, где все еще сражалась учебная танковая дивизия СС. Виттману и его экипажу пришлось проделать десятимильный марш, прежде чем они добрались до немецких позиций.

Контратака Виттмана остановила британский прорыв, и к ночи Виллер-Бокаж снова оказался в руках немцев. «Своими решительными действиями, — писал в ту ночь о Виттмане, Дитрих, — против врага далеко за пределами своих позиций, действуя в одиночку, по собственной инициативе, проявляя огромную личную храбрость, он на своем танке уничтожил большую часть бронемашин британской 22-й бронетанковой бригады и спас фронт 1-го танкового корпуса СС от угрожавшей ему неминуемой опасности». Он представил Виттмана к награждению Мечами к Рыцарскому кресту. Генерал-лейтенант Фриц Бейерлейн, командир учебной танковой дивизии, дал Виттману точно такую же рекомендацию. Михаэль Виттман получил награду 22 июня и несколько дней спустя был повышен в звании до гауптштурмфюрера СС. К 14 июня 1944 года он уничтожил 138 вражеских танков и 132 артиллерийских орудия.

История создания танка ТИГР


Смотрите также:



Оставлено 2 октября 2013 14:37    |  Цитата
Такой детальной информации нет даже в книге Гудериана "Танки-вперед". Спасибо.


Оставлено 3 октября 2013 12:05    |  Цитата
Цитата: burmingem
Такой детальной информации нет даже в книге Гудериана "Танки-вперед". Спасибо.


wink wink

Добавление комментария

Ваше Имя:  
Ваш E-Mail:  
 
Код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
 
Введите код:  

 

Важно знать!
Если фильм не идёт:
скорей всего нужно установить приложения:
            Flash player               Opera
Если фильм тормозит: поставьте его в ходе
показа не надолго на паузу

O nas
RSS kanal
Декабрь 2019 (1)
Ноябрь 2019 (12)
Октябрь 2019 (12)
Сентябрь 2019 (1)
Август 2019 (2)
Июль 2019 (6)
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
 
 


 
Популярное на сайте:
 

 
Загрузка...
 


Мы в вконтакте:


Последние комментарии:
    Нет комментариев

Кто онлайн:
all-user Сейчас в штабе: 1
anonim-user Духов: 1

user Солдаты: 
- отсутствуют

anonim Духи: 


robots Шпионы: 
- отсутствуют

 last-user Последние: 
- отсутствуют


Цитаты о войне:


«Война сладка для тех, кто никогда не пробовал ее» — Пиндар



» » Тяжелый танк ТИГР (Т-VI)